География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политическая география и геополитика

ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЯ

Часть И

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ТЕМА 4

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВ

 

Политические и экономические системы современных государств. Реализация внутренних и внешних функций государства с определенным образом организованным общественной жизнью зависит от того, какая политическая и экономическая система в ней сложилась на том или ином этапе развития.

Политическая система зависит от политического режима, который возникает как следствие взаимодействия государства и общества при определенных исторических условий. Современная наука различает следующие основные типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Разновидностями являются также фашистский, теократический режим военной диктатуры, или хунты, расистский режим (апартеид) и т.п. Политический режим определяет конкретные формы того, как правительство руководит государством, контролирует и управляет процессами в обществе; это способ управления, который складывается под влиянием многих участников политического процесса и не устанавливается никакими законодательными актами.

Демократия - политическая организация общества, характеризующаяся участием народа в управлении государственными делами.

Элементы демократического государства сложились еще в Древней Греции и Древнем Риме, но наиболее полно они определились в процессе развития государства Соединенные Штаты Америки (конец XVIII ст.). Сейчас демократические системы управления характерны для большинства стран мира.

По современным представлениям, демократическое государство - это правовое государство. Все люди в ней свободны и равны, их права и свободы определяются нормами Декларации прав человека. Источником власти является народ, который участвует в формировании органов государственной власти и управлении своей страной путем волеизъявления в процедурах выборов, референдумов и т.д.

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, формируются механизмы сдерживания и уравновешивания ими друг друга. Реализуются принципы выборности и периодической сменяемости органов государственной власти. В отношениях между институтами власти и человеком действуют нормы верховенства права: нормы конституции и законов государства распространяются на деятельность всех государственных, общественных институтов (включая правящую партию), на всех граждан и на все сферы жизни общества. Важно, что граждане выбирают основы отношений сознательно, при этом демократичность политической системы может воплощаться не только республиканских форм правления. Например, ныне демократическими есть конституционные монархии Великобритании, Швеции, Нидерландов, Норвегии или Японии.

Авторитаризм - система политической власти, которое характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц; сужением политических прав и свобод граждан и политических организаций; жестким принуждением соблюдать законы.

Примеры авторитарного правления - политический режим послевоенных десятилетий во Франции, режимы, которые существовали в 70 - 80-х годах XX в. в Испании, Чили, Республике Корее и т.д. Авторитарным является прямое президентское правление, применение которого чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, техногенная авария, социальные беспорядки и т.п.) предусматривает законодательство многих стран мира. Авторитарных признаков может приобрести и любое государственное правление, если какая-то из ветвей власти - законодательная или исполнительная (президент) - возьмет на себя функции и полномочия других.

Крайним проявлением авторитаризма является военная диктатура или хунта. В десятках государств время от времени правили военные; в начале XXI в. государствами с временным военным правлением были Либерия, Гана, Буркина-Фасо, Судан и др. - в Африке, Мьянма и др. - в Азии.

Ученые определяют тоталитаризм как закрытую и малорухому политическую систему, в которой все - от воспитания детей до производства и распределения товаров - находится под жестким контролем единого центра.

Исторически тоталитарные государства формировались тогда, когда одно лицо или узкий круг власть имущих перебирали контроль над основными ресурсами и средствами производства страны. Так, тоталитарными были империи и царства на территории материка Евразии, экономическую основу которых составляло сосредоточение в руках правящей верхушки владение землей (или землей и водой); тоталитарными были нацистская Германия и коммунистический Советский Союз, теократический режим талибов в Афганистане в конце XX в. подобное.

Следовательно, если в стране все экономические ресурсы которой сосредоточены в руках государства, какой-то "отец народов" или кучка власть имущих превращают парламент "карманный" орган, а суд - на "карающий палку", если попираются права человека, за действиями и мыслями людей следят специальные службы, если исчезает возможность справедливых выборов и обновления власти, навязывается доминирование одной политической партии или силы, а любая оппозиция режиму расценивается как преступление, когда устанавливается моральный и интеллектуальный диктат требованиям единодушия и единомыслия, - это тоталитаризм. В современных условиях крайне невыгодно иметь репутацию тоталитарного режима, поэтому такие режимы пытаются прикрываться маской демократизма.

Экономическая система, сложившаяся в государстве, зависит от способа организации ее хозяйства, то есть от того, как согласуется деятельность субъектов производственных отношений (прежде всего государства и частных предпринимателей), кто является собственником основных ресурсов, как эти ресурсы (земля и другие природные ресурсы, труд, капитал, технологии) превращаются в товары и услуги, которые реализуются потребителям. По этим критериям различают две экономические системы: рыночную и плановую. В странах, где происходит переход от плановой экономики к рыночной, состоит переходная экономика.

В рыночной экономике обмен товарами и услугами между предприятиями и домохозяйствами осуществляется через рынки ресурсов и продуктов.

На стихийном (нерегулируемом) рынке этот обмен подвергается неблагоприятным воздействиям. Поэтому в условиях современного рыночного хозяйства важное значение имеют регулятивные функции государства. Основные принципы рыночной экономики:

1. Экономическая свобода, опирающаяся на частную собственность и свободу предпринимательства.

2. Конкуренция - движущий механизм рыночной экономики.

3. Саморегульованість хозяйственной системы.

В плановой экономике кругооборот осуществляется между государством, производителями и потребителями при посредничестве государственной торговли.

Единственным владельцем всех ресурсов (включая частично и ресурсы труда) является государство. Она распределяет ресурсы между производителями. Те создают товары или услуги, которые являются собственностью государства. Основные принципы плановой экономики:

1. Централизм, который реализуется благодаря присвоению государством экономических ресурсов.

2. Управление строится на подчинении интересов низших звеньев (потребители, производители) интересам высших (министерства, государство и т.д.).

3. Ограничение дифференциации доходов, но гарантированность определенного минимума потребления.

Плановая экономика имеет определенные возможности быстрой концентрации ресурсов и распределения их в приоритетные отрасли, регулирует безработицы, обеспечивает минимальный уровень жизни. Но она продемонстрировала неспособность обеспечить технический прогресс и рациональное использование ресурсов, поскольку игнорирует свободу предпринимательской деятельности. Поэтому практически все постсоциалистические страны стали на путь перехода от плановой экономики к рыночной.