География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политическая география и геополитика

ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЯ

Часть И

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ТЕМА 4

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВ

 

Политико - территориальное устройство. По политико - территориальным устройством сейчас в мире различают унитарные и сложные государства.

Унитарное государство управляется из одного центра и, как правило, не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве единая конституция, единая система органов государственной власти.

В наше время в мире преобладают унитарные государства. Европейские, латиноамериканские, арабские страны этого типа в основном однонациональная, со сравнительно небольшой долей национальных меньшинств. Унитарные государства Африки и Юго-Восточной Азии имеют очень пестрый национальный состав.

Среди стран с большим экономическим потенциалом унитарными являются Япония, Франция, Италия, Польша, Нидерланды, Швеция, Республика Корея и др. Согласно конституции унитарным государством является Украина.

Сложные государства могут быть федерациями, конфедерациями или уніями.

Конфедерация - союз государств, объединившихся для достижения определенных политических или военных целей, сохраняя при этом свою самостоятельность (например, США были конфедерацией с 1776 до 1787 г.).

Уния - объединение государств под скипетром одного монарха, что иногда случалось в истории (например, Польско-Литовская уния 1386-1568 лет, включала и земли Украины).

Классических конфедераций или уний сейчас нет. Существуют межгосударственные союзы, которые обеспечивают определенную политическую единство отдельных групп государств. Для многих стран Британского Содружества.

Наций английская королева является сувереном и представленная в стране генерал-губернатором (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Багамских островах, Ямайке, Барбадосе и т.д.). На территории Советского Союза после его распада возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в которую входит большинство бывших союзных республик, но уровень интеграции каждой из них в новом образовании не одинаков. Довольно значительный уровень политической интеграции между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном, тогда как другие страны СНГ придерживаются более-менее независимого политического курса.

Федерация - это, как правило, союзное государство, в которую входят самоуправляющиеся территории, имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность, но некоторые вопросы, например обороны, внешней политики, финансовой деятельности, тем судопроизводства и т.п., относятся к компетенции федеральных органов власти.

Населению самоуправляющихся территорий таких стран предоставлено право в пределах своих полномочий принимать законодательные акты и даже иметь свои конституции. Органы управления в них имеют также свои системы правопорядка (полицию) и свои судебные системы, которые действуют, правда, по единым для государства схемами. На самоуправляющихся территориях функционируют собственные административно-территориальные системы. Но, несмотря на все указанное, субъекты федерации не являются суверенными образованиями и субъектами международного права.

Парламент в федеративных государствах обычно имеет двухпалатную структуру, в которой нижняя палата является органом, представляющим интересы всего общества (количество депутатов эквивалентна численности населения территорий), а верхняя представляет интересы субъектов федерации (представительство депутатов, как правило, пропорционально количеству самоуправляющихся территорий). Субъекты федерации могут представлять собой или этнические автономии - тогда или каждый, или несколько из них являются органами самоуправления определенного народа (например, в Швейцарии, Бельгии, Индии и др), или территориальные автономии, в которых различия по этническим или языковым признакам не имеют существенного значения (например, в ФРГ, Австрии, США, Австралии, латиноамериканских федерациях и т.п.). Большинстве федераций присущи большие различия между единицами политико-административного деления и по численности населения, и по экономическому потенциалу - сравним, например, Калифорнию или Нью-Йорк и Аляску или Неваду в США, Северный Рейн-Вестфалию или Баварию и Саар в ФРГ, Онтарио или Квебек и Ньюфаундленд в Канаде и т. д. Но практически везде субъекты федерации являются равноправными образованиями и ни один из них не имеет преимущества перед другими по этническим, конфессиональным, языковым или другим признакам. Возможно, единственным исключением является ситуация в Российской Федерации (а до развала в СССР), где среди субъектов федерации всегда были "равны" и "еще равнее". Территории с русским населением имели и имеют административно-территориальное деление как в унитарном государстве, а самоуправляющиеся территории, образованные по принципу этнических различий, формирующих систему автономных административных единиц.

В зависимости от условий возникновения и дальнейшего развития системы политико - территориального деления в федеративных государствах различных регионов отличные (рис. 4.2). Европейский тип федерации связан с образованием сложных государств при объединении территорий, которые ранее были суверенными (большие и малые феодальные княжества и королевства), с последующей трансформацией время лоскутных территорий в современные политико - административные единицы. При этом среди них есть как этнические, так и территориальные автономии.

 

 

 

Другой генезис федеративного устройства в североамериканских странах - США, Канаде, а также Австралии. Первые самоуправляемые образования в них сформировались на базе колониальных территорий, а после завоевания независимости государство прирастало освоением новых земель, на которых изначально создавались административные единицы, непосредственно подчиненные центральному правительству. Впоследствии, по мере того как территории по численности населения и экономическими возможностями становились самодостаточными, они получали статус штатов, как это было, например, в США.

 

В латиноамериканских федерациях в основе политико - территориального деления сохранилось разграничения между бывшими испанскими и португальскими колониями. Сохраняются черты такой ситуации в ЮАР: нынешнее внутреннее административное разграничение даже после некоторой его перестройки воспроизводит границы бывших английских колоний и бурских республик.

По постсоциалистических федераций, то такой осталась только Россия - часть большого федеративного государства. Республика Сербия и Черногория, которая возникла после распада Югославии, исчезла после провозглашения независимости Черногории, а в самой Сербии этническое противостояние албанцев и сербов в автономном крае Косово сдерживается лишь миротворческими силами ООН. В России клубок региональных этнических проблем выглядит едва ли не наиболее опасным для Европы. Многолетняя война в Чечне, где народ отстаивает свою национальную идентичность, - суровая предостережение политикума России, где проявления сепаратизма возможны в регионах и Кавказа, и Поволжья, и Сибири.

Далеко еще не решены проблемы политико - территориального устройства России, в которой внедрение института федеральных округов лишь частично сгладило тренд тяготение к усилению самоуправления территорий.

В странах Азии и Африки наблюдаем особенно сложное переплетение этнического районирования и политико - территориального деления. Те страны, которые в конце XX в. стали первыми федерациями (Индия и Пакистан-в Азии, Нигерия и Эфиопия - в Африке), вынуждены были пойти на формирование административного деления с распределением, близким к этническому, чтобы сдержать нарастание сепаратистских движений. Например, в Нигерии дошло до гражданской войны, когда самопровозглашенная республика Биафра (преобладающий этнический компонент - ибо народ) взяла было под контроль нефтяные регионы Нигерии. Учитывая сложную территориальную этническую структуру континента, которая абсолютно не совпадает с нынешними государственными границами (повсеместно в государствах по несколько этносов, или наоборот, один этнос разбросаны на территории нескольких государств), Африку ждет еще долгая и кровавая история определения самоуправляющихся территорий или их группировок.

 

В Азии тоже немало сложных этнических проблем. Например, большая часть многомиллионного народа курдов проживает на территориях трех государств - Турции, Ирака и Ирана. На территориях нескольких государств живут азербайджанцы (в Иране азербайджанцев намного больше, чем в самом Азербайджане), туркмены, узбеки, киргизы, уйгуры, пуштуны, монголы, тамилы и др.

Островные федерации - новое явление на политической карте мира (рис. 4.6). Сейчас это федеративные штаты Микронезии в Тихом океане, Коморские острова в Индийском и Сент-Китс и Невис на Антильских островах Атлантики, но могут появиться и новые объединения.