Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 10

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ - ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ И УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ

 

Цель: повторить орфоэпические нормы произношения гласных и согласных звуков, звукосочетаний и ударения в словах; совершенствовать орфоэпические и орфографические умения учащихся, развивать умение определять и исправлять допущенные в устной речи орфоэпические ошибки; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к красоте родного языка:

Внутрішньопредметні связи:

Фонетика: уподобление согласных.

Орфография: трудные случаи уподобления согласных и их обозначение на письме.

Синтаксис: предложение, текст.

Межпредметные связи:

Русский язык: слова, имеющие отличный ударение в украинском языке.

Тип урока: урок повторения полученных знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников на основе повторения изученного

Наблюдения над языковым материалом с элементами исследования

► Выразительно прочитать текст, обращая внимание на правильное произношение выделенных слов.

► Устно ответить на вопрос, что является последним предложением текста. Речь человеческая - неисчерпаемая сокровищница. Она обладает таким запасом разнообразных средств для оформления мысли, осуществления коммуникативных актов, реализации эстетических потребностей и этических норм, мы даже за всю жизнь постичь до дна этот запас не сможем. Поэтому все средства, которые являются совершенным инструментом формирования мысли и чувства, орудием воздействия на других людей, должны служить человеку исправно. Язык глубоко связана с Нашим умом. Это богатство, унаследованное личностью и племенем, недремна cведомость, которая напоминает и предостерегает. И речи является характерной чертой личности в хорошем или плохом ее проявлении, характерным признаком семьи и науки, свидетельством человеческого благородства.

Плохое вещание - это свидетельство прежде всего невоспитанности человека, а уже потом - ее необразованности. Вспомним предостережение К. Ушинского: «...у нас часто встречаются лица очень развитые, знающие и умные, которые хотят вам сказать о какое-нибудь дело, но являются настоящими мучениками, ...надоедают слушателю, утомляют его и часто теряют много в жизни из-за того, что школа пе позаботилась, чтобы развить в них вовремя природный дар слова». Разве же это не касается сегодняшних проблем воспитания культуры речи? (По Н. Бабич)

► Группировать выделенные слова по наличию: удлинение согласных, апострофа, уподобление согласных по мягкости, уподобление согласных по месту и способу образования, упрощение в группах согласных.

► Дать характеристику произношения согласных звуков в каждой из полученных групп.

Комментарий учителя. Удлиненные согласные произносятся немного протяжніше, чем обычно, и на письме обозначаются удвоенными буквами: лицо - [лиц], Анна - [ган:а].

Согласные перед апострофом всегда произносятся твердо: вьюн - [вйун], мяч [мйач], дит'ясла - [дитйасла].

Твердые согласные [д], [т], [с], [с], [ц], [л], [н|, [дз] перед следующими мягкими уподобляются за мягкостью и произносятся мягко: [пов'іс'т’], [сбн'ц'а].

Уподобление согласных по мягкости на письме мягким знаком не обозначается.

По способу и месту создания чаще всего свистящие согласные уподобляются шипящим и наоборот.

1. В глагольных формах на-ться, -шся, -чся соответствующие букво - сочетание читают так: -ться → -цьця [ц’:а], -шс- → -сься [с’:а], -чся → -цься [ц'с'а], -жся → -зься [з'с'а].

Например: волнуются [хвиел'уйуц':aj, надеешься [спод'івайеис':а], ломай голову [мороц'с'а], решись [зваз'с'а].

2. В словоформах существительных на месте буквосочетаний произносятся такие звуки: -шці → -сьці [с'ц'і], -жці → -зьці [з'ц'і], -чці → -цьці [ц’:],- тці, -дцы → -цьці [ц’:и].

Например: ромашке [ромас'ц'і], запорожцы [запороз'ц'і], тропе [стез'ц'і], на реке [р'іц’:и], цветке [кв'іц'а], мысли [гац’:и].

3. Звукосочетания произносятся как: -зж-, -здж-, -ждж- → -жж- [ж:]; -сш-, -ош- → щш- [ш:], зч, сьч → щ [шч].

Например: сжевать [ж:принцип стоит применить], с джемом [ж:приемом], приезжать [прйейіж:аты], подросши [п'ідр'іш:ы], привезя [приев'і:ши], раствор [рошчин], Парасчин [парашчин].

4. Звукосочетание-тч-, -ди-, -тш - произносятся как-чч- [ч:]: разукрашенный [закв'іч:аний], молодчик [молочу:ик], короче [короч:ый].

Различные типы уподібнень согласных характерные только для устной речи, они закреплены орфоепічними нормами и на письме не обозначаются. Для правописания таких слов надо применять орфографические правила.

При упрощении в производных прилагательных, которые употребляются произношение звукосочетаний-тськ-, -дськ-, -нтськ - передается как: -тськ-, -дськ- → -цьк- [ц'к], -нтськ- → -ньсь [н'с'|: закарпатский [закарпац'кий], лядский [л'ац'кий], студенческий [студен'с'кий].

Такие упрощения на письме не обозначаются.

 

IV. Выполнение системы заданий творческого характера

Выборочное письмо

► Начертить таблицу и заполнить ее, выписав слова, в которых есть буквосочетание дч, тч, тц, дц, сьч, шч, к, чц, зч, стц, рдц, ться, шся. Обозначить знаком «+» или наблюдается расхождение между произношением звуков и их обозначением на письме.

 

Орфографический запись

Фонетическая транскрипция

Наличие расхождения между произношением звуков и их обозначением на письме

Например: работники

[зароб'іч:аны]

+

 

1. «То, пожалуй, заробитчане»,- подумал я (Г. Коцюбинский). 2. Надеждами на Каховку зігрівалась теперь Яресьчйна хата (О. Гончар). 3. Мы, братця, вот общиной давайте поразмышляем кое - дела важные есть (А. Головко). 4. Неподалеку в толпе возле конов'язі Гмыря исподлобья пристально смотрит на него, и губы свело ему в злорадній улыбке (А. Головко). 5. У меня в сумочке лежал серый пакет (В. Симоненко). 6. Черныш переступил с ноги на ногу и невзначай почувствовал чье-то теплое потное плечо (О. Гончар). 7. Сказано же: солдатом не родишся, а робишся... (О. Гончар). 8. На одном конце на той удочці червяк, а на втором - вы, рыбак... (Остап Вишня). 9. Мак висит на жерди в сенях (Есть. Гуцало). 10. Боковые улицы были уже расчищены немного (М. Коцюбинский). 11. После обеда Кайдашиха загадала невестке насіяти муки (И. Нечуй-Левицкий). 12. Для нее казалось, что она тонет в реке (И. Нечуй-Левицкий). 13. Ложась спать, словно пускаєшся плыть по морю ночи, неизвестном, черном (Г. Коцюбинский). 14. Мы вкупочці когда росли, маленькими себе любили (Т. Шевченко). 15. Крепчал мороз, дым из труб валил/ровно, сливаясь с небом. Вот на этой речушке и решил Кузьма самостоятельно построить мостик (Г. Стельмах). 16. Пока бряцавшие еще тетиных рубля... за холодную воду не возьмется (Г. Коцюбинский).

 

Исследования-трансформация

► Образуйте от поданных слов прилагательные (суфіксальним или приставочной-суфіксальним способом). Объясните звуковые изменения, которые произошли, и написание образованных слов.

Неделю, млость, страсть, ячмень, польза, корреспондент, оппонент, компост, кость, форпост, пакость, хвастаться, ласкаться, выезжать, улестить, шелест, без цены.

 

Исследования-дифференциация

► Поставить ударение в однозвучних словах, определить его функцию. В случае необходимости для выяснения значения слов воспользоваться толковым словарем.

Выступал Богдан Петр Михайленко Богдан, зашли Максименко Иван Максимович Максимович Галина Ивановна; выглаженное белье, белье снега; правило правописания, швец держит правило; выборная кампания, выборная картофель; уважение, человеческое отношение; прошу советы, прошу успокоиться; засеяли поле, засеяли звезды; не сделаю ошибки, неприятные ошибки; не выучила байки, интересные байки; стояли возле деревца, сажали деревца; ежедневно примерять, примерять обнову сейчас; внезапно рассыпались черешни, по небу рассыпались звезды; выкопанную картошку высыпали на кучу, высыпали картошку из мешка.

► Привести три аналогичные примеры.

 

V. Выполнение системы практических заданий, направленных на совершенствование орфоэпических и орфографических умений и навыков

Исследования-восстановление

► Поставьте вместо точек (где нужно) пропущенные буквы.

Вариант 1

Ро..жарений, смеет..ся, бе..журний, ро..слойки, прині.. ши, не м..ся, не пори..ся, ..шить, бьет..ся ..женщиной, смоет..ься, бе..шумный, ра..искать, ма..ч ..жевать, встретит..ся, на дори..эти, призвано..я, безсмерт..я, повноліт..я, полностью..ю, весіл..я, навман..я, побережий..я, вічніст..ю, перепутий..я, папорот..ю, дерт..ю, радіомовлен..я, засил..я, ател..есть, безчест..я, ночь..ю, множество..ю, шерст..ю, затвердін..я, дин..я.

Вариант 2

В ложе..эти, кри..эти, кпи..эти, Пара..чин ..жира, злые..ши, бе.. шапки, ми солдатами.., ро..жеврітися, останови..ся, на сте..эти, відчепи..ься, сподіває.я, згри..ши ..шумом, бе..чинство, ..чищати, Ил..я, мудріст..ю, щаст..я, скрин..я, столовой..я, лист..я, безліс..я, рил..я, мид..ю, скатер..ю, пам'ят..ю, л..ется, постат..и, повінн..ю, засил..я молод..ю, молодіст..ю, желчь..ю, рішел..есть, в піднебес..и, дворе..я, радіст..ю, стат..я, стат..эй.

 

Розрізнювальний перевод

► Представленные слова русского языка перевести на русский и поставить ударение.

Вариант 1

Болтать, босой, принимала, висеть, ива, веретено, отчим, гнала, дрова, далеко, комбайнер, корьюысло, крапива, кидать, кишка, колея, кремень, мягкий, ненависть, ненавидеть, новый, обруч, олень, простой, паралич, петля, распоясаться, ремень, решето, разведка, спала, слабый, старый, твердый, тонкий, широко, щавель.

Вариант 2

Апостроф, приятель, страшноый, смолчать, издательство, загадка, кроить, колесо, высоко, дощечка, загадочный, закат, молодежь, одиннадцать, попугай, ступней, товаришество, услуга, цыган, горошинка, задолго, засуха, иначе, индустрия, казахи, километр, красит, металлургия, партер, исевдоним, русло, статуя, толстый.

 

Выполнение тестовых заданий

Вариант 1

1. В какой строке во всех словах следует писать букву д?

А ..оробенятко, ..умка, ..уля, ..орщик, ..почва;

Б ..орох, ..азда, ..осподар, ..отувати, ..удзик;

В ..анок, ..васо, ..удзь, ..уральпя, ..нит;

Г ..остювати, ..эрдан, ..острый, ..отовність, а..рус;

Д..адка, ..например, ..отівка, ..ілка, ..ости.

 

2. В какой строке во всех словах ударение падает на первый слог?

А Покровительница, пустой, правда, утюг, работать;

Бы Портфель, правдоподобный, пристройка, добавить, принесенный;

В Посуду, правосудия, праславянский, приневолений, приносить;

Г Православный, пририсовать, приманка, принцесса, полотно;

Д Практика, стирать, парта, принцип, приятель.

 

3. В какой строке во всех словах буквосочетание дж и дз обозначают один звук?

А Подземный, отжить, відзоріти, звонарь, джунгли;

Бы Подзолистый, піджарити, звенеть, дзбан, звон;

В Журчание, шмель, источник, клюв, зеркало;

F Подпитки, джаз, кукуруза, відзвучати, джем;

Д Підзорний, подзащитный, джоуль, джазовый, подотчетен.

 

4. В какой строке все слова могут иметь двойное ударение при едином лексическом значении?

А Дорога, берегу, руки, книги;

В Насыпь, мука, золота, села;

В Земле, замок, атлас, пример;

Г Улыбка, алфавит, хворост, гостям:

Д Работы, коса, образы, договор.

 

Вариант 2

1. В какой строке во всех словах следует писать букву д?

А А..роном, к..ляд, ..аздиня, ..умор, ва..а;,

Б ..олова, ..азель, ..ончар, ..лянути, ..ортати;

В ..анок, а рус.., ..едзь, ..ете, под..руцтя;

Г А..укати, ла..ідний, с..ортати, о..ляд, ..уляти;

Д Збері..ать, ..ава, ..эл..отати, ски..лить, ..азда.

 

2. В какой строке во всех словах ударение падает на первый слог?

А Засуха, который, малый, нитки;

В Новый, скучный, обруч, оптовый;

В Беседа, босой, случай, загадка;

Г Тесный, тихий, толстый, приятель;

Д Легких, предрассветный, труд, обезьяний.

 

3. В какой строке во всех словах буквосочетание дж и дз обозначают один звук?

А Чрезвычайный, подкрепиться, джунгли, награда;

Бы Звон, источник, езжу, кукуруза;

В Надземный, отмечать, юла, подкормки;

Г Подзащитный, шмель, підзолотити, піджарити;

Д Имидж, зеркало, изюминка, отзыв.

 

4. В какой строке все слова могут иметь двойное ударение при едином лексическом значении?

А Жаль, вызвать, безразлично, атлас;

Бы Уютно, простой, всегда, ошибка;

В Насыпь, обед, прими, жила;

Г Колокола, дрова, земли, досыпать;

Д Человеческий, колокола, пример, досыпать.

 

Ключ

№ задачи

Вариант 1

Вариант 2

1

В

В

2

Д

В

3

В

В

4

Г

Б

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Прослушать украиноязычные радио - или телепередачи, проследить за соблюдением их участниками орфоэпических норм украинского языка.

► Расставить ударения в словах, пользуясь орфоепічним словарем.

Аргумент, ассимилятор, ассигнования, янтарный, краевой, жизненный, житьовий, орнамент, фарфор, четырнадцать, в частности, общежитие, полезный, феномен, диалог, монолог, сельскохозяйственный, задачи, воспитание, исключение, случай, бесчисленный, обучение, достиг.