|
1. «То, пожалуй, заробитчане»,- подумал я (Г. Коцюбинский). 2. Надеждами на Каховку зігрівалась теперь Яресьчйна хата (О. Гончар). 3. Мы, братця, вот общиной давайте поразмышляем кое - дела важные есть (А. Головко). 4. Неподалеку в толпе возле конов'язі Гмыря исподлобья пристально смотрит на него, и губы свело ему в злорадній улыбке (А. Головко). 5. У меня в сумочке лежал серый пакет (В. Симоненко). 6. Черныш переступил с ноги на ногу и невзначай почувствовал чье-то теплое потное плечо (О. Гончар). 7. Сказано же: солдатом не родишся, а робишся... (О. Гончар). 8. На одном конце на той удочці червяк, а на втором - вы, рыбак... (Остап Вишня). 9. Мак висит на жерди в сенях (Есть. Гуцало). 10. Боковые улицы были уже расчищены немного (М. Коцюбинский). 11. После обеда Кайдашиха загадала невестке насіяти муки (И. Нечуй-Левицкий). 12. Для нее казалось, что она тонет в реке (И. Нечуй-Левицкий). 13. Ложась спать, словно пускаєшся плыть по морю ночи, неизвестном, черном (Г. Коцюбинский). 14. Мы вкупочці когда росли, маленькими себе любили (Т. Шевченко). 15. Крепчал мороз, дым из труб валил/ровно, сливаясь с небом. Вот на этой речушке и решил Кузьма самостоятельно построить мостик (Г. Стельмах). 16. Пока бряцавшие еще тетиных рубля... за холодную воду не возьмется (Г. Коцюбинский).
Исследования-трансформация ► Образуйте от поданных слов прилагательные (суфіксальним или приставочной-суфіксальним способом). Объясните звуковые изменения, которые произошли, и написание образованных слов. Неделю, млость, страсть, ячмень, польза, корреспондент, оппонент, компост, кость, форпост, пакость, хвастаться, ласкаться, выезжать, улестить, шелест, без цены.
Исследования-дифференциация ► Поставить ударение в однозвучних словах, определить его функцию. В случае необходимости для выяснения значения слов воспользоваться толковым словарем. Выступал Богдан Петр Михайленко Богдан, зашли Максименко Иван Максимович Максимович Галина Ивановна; выглаженное белье, белье снега; правило правописания, швец держит правило; выборная кампания, выборная картофель; уважение, человеческое отношение; прошу советы, прошу успокоиться; засеяли поле, засеяли звезды; не сделаю ошибки, неприятные ошибки; не выучила байки, интересные байки; стояли возле деревца, сажали деревца; ежедневно примерять, примерять обнову сейчас; внезапно рассыпались черешни, по небу рассыпались звезды; выкопанную картошку высыпали на кучу, высыпали картошку из мешка. ► Привести три аналогичные примеры.
V. Выполнение системы практических заданий, направленных на совершенствование орфоэпических и орфографических умений и навыков Исследования-восстановление ► Поставьте вместо точек (где нужно) пропущенные буквы. Вариант 1 Ро..жарений, смеет..ся, бе..журний, ро..слойки, прині.. ши, не м..ся, не пори..ся, ..шить, бьет..ся ..женщиной, смоет..ься, бе..шумный, ра..искать, ма..ч ..жевать, встретит..ся, на дори..эти, призвано..я, безсмерт..я, повноліт..я, полностью..ю, весіл..я, навман..я, побережий..я, вічніст..ю, перепутий..я, папорот..ю, дерт..ю, радіомовлен..я, засил..я, ател..есть, безчест..я, ночь..ю, множество..ю, шерст..ю, затвердін..я, дин..я. Вариант 2 В ложе..эти, кри..эти, кпи..эти, Пара..чин ..жира, злые..ши, бе.. шапки, ми солдатами.., ро..жеврітися, останови..ся, на сте..эти, відчепи..ься, сподіває.я, згри..ши ..шумом, бе..чинство, ..чищати, Ил..я, мудріст..ю, щаст..я, скрин..я, столовой..я, лист..я, безліс..я, рил..я, мид..ю, скатер..ю, пам'ят..ю, л..ется, постат..и, повінн..ю, засил..я молод..ю, молодіст..ю, желчь..ю, рішел..есть, в піднебес..и, дворе..я, радіст..ю, стат..я, стат..эй.
Розрізнювальний перевод ► Представленные слова русского языка перевести на русский и поставить ударение. Вариант 1 Болтать, босой, принимала, висеть, ива, веретено, отчим, гнала, дрова, далеко, комбайнер, корьюысло, крапива, кидать, кишка, колея, кремень, мягкий, ненависть, ненавидеть, новый, обруч, олень, простой, паралич, петля, распоясаться, ремень, решето, разведка, спала, слабый, старый, твердый, тонкий, широко, щавель. Вариант 2 Апостроф, приятель, страшноый, смолчать, издательство, загадка, кроить, колесо, высоко, дощечка, загадочный, закат, молодежь, одиннадцать, попугай, ступней, товаришество, услуга, цыган, горошинка, задолго, засуха, иначе, индустрия, казахи, километр, красит, металлургия, партер, исевдоним, русло, статуя, толстый.
Выполнение тестовых заданий Вариант 1 1. В какой строке во всех словах следует писать букву д? А ..оробенятко, ..умка, ..уля, ..орщик, ..почва; Б ..орох, ..азда, ..осподар, ..отувати, ..удзик; В ..анок, ..васо, ..удзь, ..уральпя, ..нит; Г ..остювати, ..эрдан, ..острый, ..отовність, а..рус; Д..адка, ..например, ..отівка, ..ілка, ..ости.
2. В какой строке во всех словах ударение падает на первый слог? А Покровительница, пустой, правда, утюг, работать; Бы Портфель, правдоподобный, пристройка, добавить, принесенный; В Посуду, правосудия, праславянский, приневолений, приносить; Г Православный, пририсовать, приманка, принцесса, полотно; Д Практика, стирать, парта, принцип, приятель.
3. В какой строке во всех словах буквосочетание дж и дз обозначают один звук? А Подземный, отжить, відзоріти, звонарь, джунгли; Бы Подзолистый, піджарити, звенеть, дзбан, звон; В Журчание, шмель, источник, клюв, зеркало; F Подпитки, джаз, кукуруза, відзвучати, джем; Д Підзорний, подзащитный, джоуль, джазовый, подотчетен.
4. В какой строке все слова могут иметь двойное ударение при едином лексическом значении? А Дорога, берегу, руки, книги; В Насыпь, мука, золота, села; В Земле, замок, атлас, пример; Г Улыбка, алфавит, хворост, гостям: Д Работы, коса, образы, договор.
Вариант 2 1. В какой строке во всех словах следует писать букву д? А А..роном, к..ляд, ..аздиня, ..умор, ва..а;, Б ..олова, ..азель, ..ончар, ..лянути, ..ортати; В ..анок, а рус.., ..едзь, ..ете, под..руцтя; Г А..укати, ла..ідний, с..ортати, о..ляд, ..уляти; Д Збері..ать, ..ава, ..эл..отати, ски..лить, ..азда.
2. В какой строке во всех словах ударение падает на первый слог? А Засуха, который, малый, нитки; В Новый, скучный, обруч, оптовый; В Беседа, босой, случай, загадка; Г Тесный, тихий, толстый, приятель; Д Легких, предрассветный, труд, обезьяний.
3. В какой строке во всех словах буквосочетание дж и дз обозначают один звук? А Чрезвычайный, подкрепиться, джунгли, награда; Бы Звон, источник, езжу, кукуруза; В Надземный, отмечать, юла, подкормки; Г Подзащитный, шмель, підзолотити, піджарити; Д Имидж, зеркало, изюминка, отзыв.
4. В какой строке все слова могут иметь двойное ударение при едином лексическом значении? А Жаль, вызвать, безразлично, атлас; Бы Уютно, простой, всегда, ошибка; В Насыпь, обед, прими, жила; Г Колокола, дрова, земли, досыпать; Д Человеческий, колокола, пример, досыпать.
Ключ
VI. Итог урока VII. Домашнее задание ► Прослушать украиноязычные радио - или телепередачи, проследить за соблюдением их участниками орфоэпических норм украинского языка. ► Расставить ударения в словах, пользуясь орфоепічним словарем. Аргумент, ассимилятор, ассигнования, янтарный, краевой, жизненный, житьовий, орнамент, фарфор, четырнадцать, в частности, общежитие, полезный, феномен, диалог, монолог, сельскохозяйственный, задачи, воспитание, исключение, случай, бесчисленный, обучение, достиг.
|
|