УРОК № 10
Тема. Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. «Дом, в котором мы живем»
Цель: развивать представление учащихся об орфоэпии; сформировать понятие сильной и слабой позиции звука в русском языке, указать на разницу между гласными звуками и буквами; прочитать текст, работать с ним.
Оборудование: учебник, орфоэпический, орфографический словари.
ХОД УРОКА
I. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учитель знакомит учащихся с результатами письменной работы.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа с учащимися.
— Какой раздел науки о языке называют орфографией?
— Какой раздел науки о языке называют орфоэпией?
— Как называется словарь, помогающий правильно писать слова?
— Как называется словарь, помогающий правильно произносить слова?
2. Практическое упражнение.
— Пользуясь словарной статьей, помещенной на с. 49 учебника, сравните произношение слов в русском и украинском языках.
— В каком из языков произношение слов совпадает с написанием, а в каком — не совпадает?
3. Устное упражнение.
Упр. 87.
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Объяснение учителя.
В русском языке 10 гласных букв: а, я, у, ю, е, ё, ы, и, о, э и 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
— Можете ли вы объяснить, почему я, е, ё, ю, я — это буквы, а не звуки?
2. Практическое упражнение.
— Запишите слова в два столбика: в первый — с ударной гласной в корне, во второй — с безударной.
Воды, водяной; косы, косичка; глава, главы; трава, травы.
— Поставьте ударение в словах. Обозначьте корни.
Обратите внимание на произношение звуков в ударной и безударной позиции.
3. Беседа.
— Подумайте и объясните, почему позиция гласного звука под ударением называется сильной, а без ударения — слабой?
— Медленно произнесите слова весло, ледок, медовый. Какой звук произносится в первом слоге? (Звук, близкий к [и]).
— Является ли первый звук ударным?
— Как называется позиция звука, если на него не падает ударение?
4. Итог наблюдения.
Безударное положение гласных звуков называют слабой позицией.
Ударное положение гласных звуков — сильной позицией.
В безударной позиции о произносится как звук [а], например: молоко — м[а]л[а]ко; э — как [и], например: перо — п[и]ро; а после твердых гласных — как [а], например: гр[а]нит и как [и] после мягких согласных, например: ч[и]стица.
В безударной позиции четко произносятся звуки [и], [ы], [у]. Например: п[и]сьмо, кр[ы]лат[ы]й, [у]добный.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Стихотворение-загадка.
Упр. 89.
2. Задачка по орфоэпии.
— Запишите пары слов, проставьте ударения на разные слоги. Изменилось ли значение слов? Объясните, почему это произошло.
Слова, которые пишутся одинаково, а звучат по разному и отличаются ударением, называются омографами.
3. Списывание.
— Спишите слова с доски. Находятся ли подчеркнутые гласные в сильной позиции? Обратите внимание на произношение подчеркнутых гласных.
Просторы, событие, страна, торжество, человек, гора, картофель, макароны, пламя.
4. Диктант с орфоэпическим заданием.
— Запишите слова. Поставьте ударения. Укажите звук, который произносится на месте подчеркнутых гласных.
Например: ч[и]сы.
Счастливый, щавель, участие, бежать, звезда, ветер, лагерь, чудеса; моряк, коридор, команда, порог, отряд, космос, костер.
5. Выборочный диктант.
— Прослушайте пословицы. Следите за произношением безударных гласных. Выпишите слова, в которых безударный звук [о] произносится как [а].
1) В гостях хорошо, а дома лучше. 2) Не красна изба углами, а красна пирогами. 3) Конец — всему делу венец. 4) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 5) Коса — девичья краса. 6) Один в поле не воин.
6. Фонетическое упражнение.
Запишите звуковой состав данных слов, подчеркните безударные гласные.
Пример: дома — [дама].
Голова, слово, огороды, камень, иголка, выдумка.
VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 53.)
2. Библиографическая справка. Словарная работа. Осуществляется на основе информации, помещенной в рамке, с. 53.
3. Чтение опорных слов и словосочетаний.
Упр. 99.
4. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 100.
5. Выявление восприятия.
Упр. 101 (письменно).
6. Обогащение словаря учащихся.
Упр. 102.
7. Устная беседа по прочитанному тексту. Вопросы и задания. Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 54.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Беседа с учащимися.
Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 51.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 9 (Теория А, Б).
2. Выполнить упр. 92, 93.