УРОК № 9
Тема. Тематическое оценивание по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель: проконтролировать качество усвоения учащимися разделов темы («Звуки и буквы», «Понятие слога. Деление слова на слоги», «Ударение»).
Оборудование: карточки с тестовыми заданиями.
ХОД УРОКА
I. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
Министерство образования и науки Украины совместно с Академией педагогических наук Украины издали в 2004 году «Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти». В разделе «Мови національних меншин» рассматривается вопрос «Оцінювання знань та вмінь з мови» (с. 60—61), где рекомендовано для контрольной проверки использовать задания тестового характера. Рекомендуется предлагать учащимся шесть заданий, два из которых касаются распознавания языковых единиц, а четыре — их строения, реконструирования, использования.
К каждому заданию ученики подбирают собственные примеры.
Объем заданий определяется так, чтобы контрольная проверка продолжалась 15—20 минут (с учетом возможности выполнения задания учеником среднего уровня подготовки).
Единица контроля — выбранные учениками правильные варианты выполнения заданий тестового характера и самостоятельно подобранные примеры.
Оценивание результатов контрольной работы осуществляется таким образом: за правильное выполнение каждого из шести предложенных заданий ученик получает по 1 баллу. 1 балл за каждое задание ученику добавляется в случае самостоятельного подбора примеров.
Оценивание осуществляется так, чтобы за выполненную работу ученик смог получить от 1 балла (работа не дала удовлетворительного результата) до 12 баллов (за безукоризненно выполненную работу)*
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
(Тестовые задания — на карточках.)
Вариант 1
1. Укажите группу слов, в которых буквы е, ё, ю, я образуют один звук:
а) поёт, боец, поющий, боязнь;
б) пьеса, вьюн, льёт, объявить;
в) мел, лёд, люди, пляска.
Приведите примеры слов, в которых буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова.
2. Укажите, в какой группе слова расположены по алфавиту:
а) тетрадь, требование, тонкий;
б) календарь, касса, катушка;
в) пирог, перрон, плащ.
Подберите еще одно слово к этой группе так, чтобы оно стало последним.
3. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:
а) песня;
б) работа;
в) говорить.
Приведите пример слова, в котором звуков больше, чем букв.
4. Укажите группу слов, правильно разделенных для переноса:
а) прох-лада, под-ъезд;
б) про-грам-ма, объ-яв-ле-ние;
в) на-дпи-са-ть, акк-ура-тный.
Исправьте ошибки в делении остальных слов и запишите.
5. Укажите группу, в которой все слова имеют ударение на втором слоге:
а) портфель, процент, добыча;
б) документ, ржаветь, каталог;
в) квартал, намерение, украинский.
Подберите и запишите слово, ударение в котором падает на третий слог.
6. Укажите слово, значение которого зависит от ударения:
а) нарядить;
б) автобус;
в) хлопок.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
Вариант 2
1. Укажите правильное утверждение.
а) В русском языке 33 гласных буквы.
б) В русском языке 21 гласная буква.
в) В русском языке 10 гласных букв.
Перечислите гласные буквы русского языка.
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи,— это...
а) графика;
б) фонетика;
в) орфоэпия.
Укажите количество букв и звуков в слове плетень.
3. Укажите группу слов, произношение которых в русском и украинском языках совпадают полностью:
а) кулак, пальто, талон;
б) полёт, кукуруза, уголь;
в) лес, прохлада, разбойник.
Приведите пример слова, которое в русском и украинском языке пишется одинаково, а произносится по-разному.
4. Укажите правильное утверждение.
а) В слове баюкать 6 букв, 7 звуков.
б) В слове баюкать 7 букв, 6 звуков.
в) В слове баюкать 7 букв, 7 звуков.
Приведите пример слова, в котором буква е обозначает два звука.
5. Укажите группу слов, в которых неправильно поставлено ударение:
а) документ, каталог, километр;
б) арбуз, крапива, фарфор;
в) ремень, статуя, квартал.
Запишите указанные слова и поставьте в них ударение правильно.
6. Укажите слово, состоящее из четырех слогов, с ударением на третьем слоге:
а) территория;
б) объявление;
в) препятствие.
Разделите указанное слово для переноса и запишите.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
На этом этапе урока учитель может провести опережающий анализ тестовой работы. Наиболее трудные задания можно рассмотреть у доски и записать их выполнение в рабочих тетрадях.
_____________________________________________________
* См. в книге: Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти.— К.: Ірпінь, 2004.— С. 60—61.