УРОК № 10
Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*
Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.
Оборудование: учебник; репродукции картин, изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Беседа с учащимися.
— Какие типы речи вы знаете?
— Сколько стилей речи существует в русском языке?
— Охарактеризуйте публицистический стиль.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Чтение текста учителем.
[1] — с. 44-45.
[2] — текст дан ниже.
ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА
Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.
Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.
Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.
В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.
Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.
(По К. Паустовскому)
- Лексическая работа.
[1] — Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.
[2] — Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.
- Беседа с учащимися.
Учебник [1]
— Какова основная мысль текста? Тема?
— Какой заголовок вы могли бы предложить?
— Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?
— Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?
— К какому типу речи относится текст?
— Найдите в тексте тезис и аргументы.
— Что в данном тексте самое важное?
— Какая, по-вашему, информация основная, а какая — второстепенная?
— Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.
— Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?
— С какой целью автор вводит прямое обращение к читателю?
Учебник [2]
— К какому типу и стилю речи относится текст?
— Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?
— Какова идея текста?
— Найдите тезис и аргументы.
— Зачем вводится прямое обращение к читателю?
— Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую — передать обобщенно?
— Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.
— Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.
— Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.
- Составление простого плана изложения.
Учебник [1]
Образец плана:
1. Эликсир смерти.
2. Страшные картины будущего.
3. Бездумное отношение к воде.
4. Берегите воду!
Учебник [2]
Образец плана:
1. Леса — исполинские лаборатории.
2. Лесной воздух — источник силы и бодрости.
3. Лес — наш помощник в борьбе за урожай.
4. Уничтожать лес — лишать землю плодородия.
5. Истреблять лес — вызывать заболевания земли.
6. «Великая сила жизни».
- Устный пересказ текста.
- Повторное чтение текста учителем.
- Написание изложения.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Написать сочинение-миниатюру «Монолог только что срезанного цветка».
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?
_____________________________________________________________________
* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Русский язык. Все виды изложений. 5-9 классы / Л. Д. Донина, Л. В. Новик.— Харьков: Издательство «Ранок».