Урок № 11
Тема. Итоговый урок
Цель: повторить, систематизировать и обобщить приобретенные во время изучения темы «Четырехугольники» знания учащихся относительно определений, свойств и признаков таких понятий, как четырехугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб и квадрат; обобщить и систематизировать умения учащихся по применению изученных теоретических утверждений для решения задач.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Наглядность и оборудование: конспекты 1 - 4.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Учитель собирает тетради с выполненной самостоятельной работой, а также проводит проверку выполнения самостоятельной работы и коррекционную работу (для этого учащимся предлагается вниманию правильное решение задач самостоятельной работы или записано на доске заранее, или выполненное в форме раздаточного материала - на отдельных листах содержатся ксерокопии правильных решений задач самостоятельной работы).
III. Формулировка цели и задач урока
Основная дидактическая цель и задачи на урок вполне логично вытекают из места урока в теме - поскольку урок является последним, итоговым, то главным является вопрос о повторение, обобщение и систематизацию знаний, приобретенных учащимися в ходе изучения темы «Четырехугольники». Такая формулировка цели создает соответствующую мотивацию деятельности учащихся.
IV. Повторение и систематизация знаний
@ В зависимости от уровня подготовки учащихся в работу на уроке учитель может организовать разными способами. Можно провести самостоятельную работу с теоретическим материалом (например, за учебником или конспектом повторить содержание основных понятий темы или же составить схему, отражающую логическую связь между основными понятиями темы).
Можно провести игру «Закончи предложение» или «Интеллектуальный аукцион» (каждый лот - это определенное понятие, например параллелограмм; торги начинаются с того, что кто-то из учеников формулирует одно из изученных утверждений; следующий ученик должен «переработать» ответ предыдущего, сформулировав другое утверждение; побеждает тот, кто назовет последнее утверждение, которое никто не сможет «переделать»), или провести опрос в форме интерактивной упражнения.
Ориентировочный перечень вопросов для опроса
1. Существует ли четырехугольник, углы которого равны 100°, 80°, 135°, 55°?
2. В четырехугольнике ABCD А = С. Правильно, что ABCD - параллелограмм?
3. В паралелограмі ABCD А + С > 180°. Назовите острые углы параллелограмма.
4. Диагонали четырехугольника ABCD пересекаются в точке О, AB = CD, AB || CD. Назовите пары равных отрезков с концом в точке О. Ответ обоснуйте.
5. Или любой квадрат является ромбом?
6. Правильно, что существует прямоугольник, который не является параллелограммом?
7. Три углы параллелограмма равны. Определите вид параллелограмма.
(Во время выполнения этой работы активно используется наглядность: конспекты, составленная на предыдущем уроке схема и т.п.). Итогом работы является повторение и систематизация знаний, которые учащиеся получили в ходе изучения темы.
@ Систематизация знаний учащихся заключается в том, чтобы сформировать у учащихся определенные общие подходы к применению знаний на практике (решение задач) как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
Применение знаний учащихся в стандартных ситуациях
1. По данным рис. 1 найдите углы параллелограмма ABCD.
2. По данным рис. 2 найдите PAKD.
3. На рис. 3 KLMN - параллелограмм. Докажите, что ABCD также с параллелограммом.
4. На рис. 4 ABCD - параллелограмм. Докажите, что AE || CF.
5. На рис. 5 ABCD - прямоугольник. Найдите углы х и у.
6. На рис. 6 ABCD- ромб. Найдите углы х и у.
7. На рис. 7 ABCD - прямоугольник. Докажите, что треугольник AKD - равнобедренный.
8. На рис. 8 ABCD - квадрат. Докажите, что MNKL также является квадратом.
Применение знаний учащихся в нестандартных ситуациях
1. Через точку, которая принадлежит стороне равностороннего треугольника, проведены прямые, параллельные двум другим его сторонам. Определите периметр параллелограмма, образовавшийся, если периметр треугольника равен 18 см.
2. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан квадрат так, что две вершины квадрата лежат на гипотенузе, а две другие - на катетах (рис. 9). Найдите гипотенузу треугольника, если сторона квадрата равна 2 см.
3. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан квадрат так, что они имеют общий прямой угол (рис. 10). Найдите периметр квадрата, если катет треугольника равен 4 см.
V. Итоги урока
Основным итогом урока должно быть осознание учащимися основного круга задач, которые они должны уметь решать с использованием знаний, приобретенных в ходе изучения темы.
VI. Домашнее задание
Повторить содержание изученных теоретических сведений. Выполнить домашнюю контрольную работу (см. учебник).