Урок 11
Народный танец
Цель урока: познакомить учащихся с жанром народного танца на примере украинского танца «Гопак». Показать тесную связь музыки и танцевальных движений. Обогащать музыкальный опыт школьников, вызвать желание изучать народное творчество.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о танец, народный танец (украинский гопак); различают звучание отдельных инструментов (баяна) и оркестра; выполняют под музыку гопака элементарные танцевальные движения, воспроизводят пульс музыки на бубне; выразительно исполняют песню с игровыми движениями.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный; углубление темы, усвоение новых знаний.
Доминанты урока:
- танец;
- народный танец;
- гопак.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку_____,
количество присутствующих на уроке_____,
отсутствующих_____.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
ОЙ РУ-ДУ-ДУ, РУ-ДУ-ДУ!
Поспівка
Стихи Н. Кукловської
Музыка народная
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание песни. Филипенко «Красивый танец гопачок» (или «Танец» А. Лазаренко).
2.2. Музыкальное поздравление.
2.3. Распевки. Поспівка «Ой ру-ду-ду». Выполнение творческого задания и ритмических упражнений.
2.4. Выполнение изученных украинских народных песен.
2.5. Беседа с учащимися по теме урока.
2.6. Слушания украинского народного танца «Гопак» (2 варианта: в исполнении на баяне и оркестра народных инструментов). Музицирования. Выполнение танцевальных движений.
2.7. Разучивание песни А. Филипенко «Красивый танец гопачок» (или «Танец» А. Лазаренко). Выполнение в движении.
2.8. Обобщение материала урока.
2.9. Выход из класса под музыку танца «Гопак» (или на усмотрение учителя).
ТАНЕЦ
Стихи Т. Волгіної
Музыка А. Лазаренко
Эй, зеленый поясок,
И розовое платье...
Ой, заграйте гопачок,
Буду танцевать я!
Чок, чок, каблучок,
Я танцую гопачок!
Веселіш ходы, смычок! Дважды (две последние строки)
Слушайся Марину!
Танцевали гопачок,
А теперь - лезгинку!
Чок, чок, каблучок,
Веселіш ходы, смычок!
Эй, веселіш ходы, смычок! Дважды (две последние строки)
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Музыкальное поздравление.
3.2. Распевки.
3.3. Повторение материала предыдущего урока.
3.4. Выполнение в движении изученных украинских народных песен.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
Народные песня и танец - это основа культуры нашего народа. В них раскрывается национальный характер, рассказывается о жизни. Мы изучаем народное творчество, чтобы стать настоящими украинцами.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа с учениками.
- Что такое танец? Какие танцы знают первоклассники? Народный танец.
- Гопак - украинский народный танец веселого, задорного характера.
5.2. Слушания украинского народного танца «Гопак».
- Варианты исполнения - баян, оркестр.
- Определение особенностей музыки.
5.3. Ритмические упражнения, музицирования.
- Подчеркивание пульса музыки.
- Выполнение танцевальных движений под музыку.
5.4. Просмотр видеоматериала: исполнение гопака. Высказывания впечатлений от исполнения народного танца.
5.5. Разучивание песни «Красивый танец гопачок» (муз. А. Филипенко).
Выполнение в движении.
6. Обобщение и закрепление знаний
- С каким украинским танцем познакомились ученики? Какое впечатление он произвел на них?
- По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Народная песня и танец - основа культуры любого народа. Из них узнаем о его жизни.
8. Домашнее задание
Слушать музыку.