Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки биологии в 11 классе

Тема. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

УРОК 10. ОБОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

 

Цели урока: обобщить и закрепить знания об особенностях различных способов размножения живых организмов и основные закономерности наследственности, развивать умение практического использования полученных знаний, воспитывать уважение всех живых организмов и понимание важность деятельности человека для всего живого на нашей планете.

Оборудование и материалы: таблицы с темы, учебник, тетрадь.

Базовые понятия и термины: половое размножение, неполовое размножение, деление, фрагментация, почкование, партеногенез, поліембріонія, половые клетки, сперматогенез, овогенез, генетика, ген, аллель, доминантные и рецессивные аллели, фенотип, генотип, узаємодія генов хромосомная теория наследственности, законы Менделя.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Обсуждение и обобщение материалов темы

Вопросы для беседы

1. Какие способы размножения есть в живых организмов?

2. Чем между собой отличаются половое и неполовое размножение?

3. Что изучает генетика?

4. Что такое ген?

5. Какие законы открыл Г. Мендель?

6. Какие основные положения входят в хромосомной теории наследственности?

III. Контроль знаний по теме

 

Вариант И

Выберите один правильный ответ.

1. Тип размножения, при котором образуются диплоидные споры:

а) половой;

б) почкование;

в) вегетативный;

г) неполовой.

 

2. Один из возможных структурных состояний гена:

а) аллель;

б) ген;

в) экзон;

г) терминатор.

 

3. Во время полігібридного скрещивание анализируются признаки:

а) несколько;

б) три;

в) две;

г) одна.

 

4. Расщепление 13:3 характерно для взаимодействия генов по типу:

а) кроссинговера;

б) епістазу;

в) комплементарности;

г) полимерии.

 

5. Установите соответствие.

1 Партеногенез

2 Поліембріонія

3 Неупорядоченный разделение

4 Фрагментация

А Губки

Бы Броненосцы

В Лишайники

Г Вирусы гриппа

Д Тли

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите варианты скрещивания в последовательности от наибольшего до наименьшего количества возможных фенотипов, которые будут получены в результате скрещивания, при условии, что исследуемые гены находятся в разных хромосомах:

a) AaBBccdd x aabbCCDd;

б) AaBbccdd x aabbCcDd;

в) AABBccdd x aabbCCDD;

г) AABbccdd x aabbCCDD.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант II

 

Выберите один правильный ответ.

1. Способ размножения без оплодотворение, свойственный для броненосцев:

а) партеногенез;

б) поліембріонія;

в) разделение пополам;

г) почкование.

 

2. У самцов половые голубей хромосомы:

а) XX;

б) XY;

в) ZZ;

г) отсутствуют.

 

3. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом организмов определенного вида:

а) фенотип;

б) генетика;

в) биотехнология;

г) геном.

 

4. Хромосомную теорию наследственности сформулировал:

а) Г. Мендель;

б) Т. Гексли;

в) Т. Морган;

г) М. Вавилов.

 

5. Установите соответствие.

1 XX

2 XY

3 ZZ

4 ZW

А Самка шимпанзе

Бы Самец собаки

В Самка тутового шелкопряда

Г Самец воробья

Д Самец пчелы

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите стадии развития яйцеклетки в последовательности от последней к первой:

а) стадия роста;

б) стадия формирования;

в) стадия размножения;

г) стадия созревания.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант III

 

Выберите один правильный ответ.

1. Особь, которая имеет только женские половые железы:

а) гермафродит;

б) самка;

в) самец;

г) неполовое поколения жизненного цикла.

 

2. Аллель, подавляющий действие другого аллели:

а) локус;

б) интрон;

в) экзон;

г) доминантный аллель.

 

3. Во время дигібридного скрещивания анализируются признаки:

а) несколько;

б) три;

в) две;

г) одна.

 

4. Расщепление 15:1 характерно для взаимодействия генов по типу:

а) кроссинговера;

б) епістазу;

в) комплементарности;

г) полимерии.

 

5. Установите соответствие.

1 Разделение

2 Двойное оплодотворение

3 Обычное оплодотворение

4 Почкование

А Вирус бешенства

Бы Пчела

В Холерный вибрион

Г Коралл

Д Кокосовая пальма

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите варианты скрещивания в последовательности от наибольшего до наименьшего количества возможных фенотипов, которые будут получены в результате скрещивания, при условии, что исследуемые гены находятся в разных хромосомах:

а) AaBBccddEE х aabbCCDdee;

б) AaBBccddEe х aabbCcDdee;

в) AABBccddee х aabbCCDDee;

г) AaBBccddEE х aabbCCDDEE.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант IV

 

Выберите один правильный ответ.

1. Тип размножения, при котором у гидры образуются почки:

а) половой;

б) партеногенез;

в) почкование;

г) неполовой.

 

2. У самцов пчел половые хромосомы:

а) XX;

б) XY;

в) ZZ;

г) отсутствуют.

 

3. Во время моногібридного скрещивание анализируются признаки:

а) несколько;

б) три;

в) две;

г) одна.

 

4. Закон независимого наследования признаков сформулировал:

а) Г. Мендель;

б) Т. Гексли;

в) Т. Морган;

г) М. Вавилов.

 

5. Установите соответствие.

1 Почкования

2 Партеногенез

3 Множественная фрагментация

4 Поперечное разделение

А Аутолітус

Бы Вирус Спида

В Додекацерія

Г Гідроїдний полип

Д Дафния

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите варианты скрещивания в последовательности от наименьшего до наибольшего количества возможных фенотипов, которые будут получены в результате скрещивания, при условии, что исследуемые гены находятся в разных хромосомах:

а) AaBBccdd x aabbCCDd;

б) AaBbccdd x aabbCcDd;

в) AABBccdd x aabbCCDD;

г) AABbccdd x aabbCCDD.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант V

 

Выберите один правильный ответ.

1. Способ размножения без оплодотворение, свойственный инфузориям:

а) партеногенез;

б) поліембріонія;

в) разделение пополам;

г)почкование.

 

2. У самок дрозофил половые хромосомы:

a) ZZ;

б) XX;

b) XY;

г) отсутствуют.

 

3. У человека хромосом:

а) 46 пар;

б) 24 пары;

в) 23 пары;

г) 4 пары.

 

4. Примером цитоплазматической наследственности являются:

а) куру;

б) болезнь Дауна;

в) пестрота листьев растений;

г) дальтонизм у человека.

 

5. Установите соответствие.

1 Регенерация

2 Фрагментация

3 Партеногенез

4 Онтогенез

А Стадия зародышевого развития многоклеточных животных, образующийся вследствие дробления; состоит из одного слоя клеток

Бы Процесс восстановление организмом утраченных или поврежденных частей

В Процесс развития организмов от их зарождения до смерти

Г Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки

Д Форма вегетативного размножения, что осуществляется путем разделения отдельных многоклеточных частей тела

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите варианты скрещивания в последовательности от наименьшего до наибольшего количества возможных фенотипов, которые будут получены в результате скрещивания, при условии, что изучаемые гены находятся в разных хромосомах:

а) AaBBccddEE х aabbCCDdee;

б) AaBBccddEe х aabbCcDdee;

в) AABBccddee х aabbCCDDee;

г) AaBBccddEE х aabbCCDDEE.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант VI

 

Выберите один правильный ответ.

1. Тип размножения, при котором в тлей зародыши развиваются из неоплодотворенных яиц:

а) половой;

б) партеногенез;

в) почкование;

г) неполовой.

 

2. Наука, изучающая закономерности изменчивости и наследственности:

а) генетика;

б) биотехнология;

в) паразитология;

г) иммунология.

 

3. У дрозофилы хромосом:

а) 46 пар;

б) 24 пары;

в) 23 пары;

г) 4 пары.

 

4. Закон расщепления сформулировал:

а) Г. Мендель;

б) Т. Гексли;

в) Т. Морган;

г) М. Вавилов.

 

5. Установите соответствие.

1 Разделение

2 Двойное оплодотворение

3 Обычное оплодотворение

4 Почкование

А Вирус гриппа

Бы Яблоня

В Гидра

Г Возбудитель чумы

Д Курка

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите стадии развития сперматозоида в последовательности от первой до последней:

а) стадия роста;

б) стадия формирования;

в) стадия размножения;

г) стадия созревания.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задача

Повторить материалы темы.