Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 108

Тема. Деления десятичных дробей

 

Цель: продолжить работу по совершенствованию умений учащихся выполнять арифметические действия с десятичными дробями и применять их. для решения задач составлением уравнения и текстовых задач геометрического содержания.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Разминка

Устные упражнения

1. Вычислите:

 

1) 1,45 + 0,15,

2) 9,8 - 5,9,

3) 30 · 0,01;

4) 0,2 · 50;

· 4,

: 1,3;

+ 2,4;

: 2,5;

+ 0,8,

+ 1,8;

: 0,9;

+ 0,8;

: 0,8;

· 2;

: 0,1;

· 5.

?

?

?

?

 

 

 

 

2. Упростите выражение:

1) 0,5х - 0,3x;

2) х - 0,96 х;

3) 2у - 1,3 в;

4) 3,76 х + 4,24 х.

3. Чему равна ширина прямоугольника, если его площадь 9 см2, а длина 6 см?

4. Ласточка живет до 9 лет, составляет:

1) 0,3 лет жизни жаворонка;

2) 0,2 лет жизни чайки;

3) 0,25 лет жизни голубя. Определить продолжительность жизни этих птиц.

 

II. Проверка домашнего задания

№№ 968, 970 - решение задач записать заранее на доске.

№968

х м/мин. - скорость кролика.

№ 970.

х км/ч. - скорость второго.

(х + 9,6) · 12 = 136,8;

х + 9,6 = 136,8 : 12;

х + 9,6 = 11,4;

х = 11,4 - 9,6;

х = 1,8.

Ответ. 1,8 м/мин.

(10,2 - х) · 6 = 36,6;

10,2 - х = 36,6 : 6;

10,2 - х = 6,1;

х = 10,2 - 6,1;

х = 4,1.

Ответ. 4,1 км/ч.

 

III. Совершенствование умений. Решение задач

Учитель. Дорогие дети, вы уже знаете, что много задач на движение можно решать, составив и решив соответствующее уравнения, сегодня мы с вами рассмотрим задачи другого типа, для решения которых удобнее всего составить и решить уравнение. Но сначала вам нужно ответить на вопрос.

1. Как изменится десятичная дробь, если кому в нем:

1) перенести влево через 1, 2, 3 и т. д. цифры;

2) перенести вправо через 1, 2, 3 и т. д. цифры?

2. Как найти, на сколько:

1) число 3,2 больше по 0,32;

2) число а больше число b;

3) число 10a больше а?

После нахождения ответов на вопрос учитель вместе с учениками разбирает решения.

 

№ 990. Перед составлением уравнения надо проверить, поняли условие задачи ученики. Поэтому учитель задает вопрос классу:

- Как изменится искомый дробь, если перенести запятую в нем на 1 цифру вправо? (Увеличится в 10 раз)

- Как найти, на сколько увеличится дробь? (От большего значения отнять меньшее)

- Почему равно разница по условию задачи?

№ 990. Решения. Пусть х - искомый десятичная дробь, тогда новое число - 10х, а их разница 10х - х, что по условию задачи составляет 62,01. Составим и решим уравнение:

10х - х = 62,01;

9х = 62,01;

х = 62,01 : 9;

х = 6,89.

Следовательно, искомое число - 6,89.

Ответ. 6,89.

По окончании решение № 990 учащимся предлагается решить аналогичную задачу, составленную учителем, и после решения которой учитель спрашивает учеников, не смогут они объяснить, как учитель (авторы учебника) составляли эти задачи. (Берем любой десятичная дробь, умножаем его на 10, затем находим разность большего и меньшего значений - это и есть число, которое показывает, на сколько увеличился дробь). После этого учитель говорит ученикам, что одна из частей домашнего задания будет именно на составление задачи с содержанием, аналогичным содержанию задачи № 990.

По завершении разбора этого момента учащимся предлагается решить задачи с геометрическим содержанием на все действия с десятичными дробями (№№ 977,979) и решить уравнение № 965 (3; 4) и пример на все действия с десятичными дробями.

Вычислить значение выражения:

(33,77 : 1,1 + 1,242 : 0,27) · 1,4 - 4,1.

 

IV. Итог урока

Какое из уравнений соответствует условию задачи?

Если некотором десятичной дроби перенести запятую на 2 цифры вправо, она увеличится на 99,99:

1) 10x - x = 99,99;

2)100х - х = 99,99;

3)10х + х = 99,99.

 

V. Домашнее задание

Учитель предупреждает учащихся, следующий урок посвящается подготовке к контрольной работе, поэтому следует повторить п. 31,32, № 872, составить задачу, аналогичную№ 990, 966 (3; 4).