Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ БЫТИЕ
2. Структура бытия
Бытие мира человека.
Основой человеческого бытия является природа. В широком смысле под природой понимают весь окружающий мир, вся Вселенная в бесконечном многообразны свойств и форм проявления. В таком понимании природы ее составной частью является человек, общество и результаты их жизнедеятельности. Но такое расширенное объяснение природы, отождествление ее с миром вообще, Вселенной не всегда является целесообразным, поскольку такое толкование только усложняет анализ взаимосвязей различных уровней бытия и их форм, сущности и содержания природы. Основными формами бытия, которое содержит в себе человека, есть бытие вещей и процессов природы (первой природы) и бытие вещей и процессов, созданных человеком (бытие второй природы). Проблемы бытия первой и второй природы, так же как и бытия природы вообще, рассматриваются отдельно. Поэтому целесообразным является рассмотрение особенностей бытия и различий первой и второй природы . При сравнении первой и второй природы становится очевидным не только их единство, взаимосвязь, но и различия.
Первая природа - безграничное, вечное бытие, где существование отдельных предметов и процессов является временным моментом. Вторая природа - бытие, тесно связанное со временем и пространством человеческого существования, с социальным бытием. Первая природа - мир, который не имеет конца и который осваивается человеком лишь в небольшой его части. Вторая природа и ее вещи - мир, где не перестают действовать законы природы. Вместе с тем эти законы своеобразно, иногда конфликтно сплетаются с преобразующими действиями, сознанием индивидов, общностей людей, человечества.
Вторая природа дана каждому отдельному человеку, поколениям и людей объективно, реально, существует вне и независимо от сознания, но в отличие от природы уже воплощает в себе цель, идеи человека. В таком понимании вторая природа не может считаться совершенно независимой от сознания людный Вещи и процессы второй природы преобразованы, произведены люде мы, и бытие вещей стоит как бы на грани существования первой природы и мира человека. Но все же это самостоятельное бытие, особая реальность во взаимодействии с первой природой и без посредственностью жизненно конкретного бытия людей.