РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.9. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
Организация вагонопотоков
В основе организации движения поездов на отечественных железных дорогах лежат такие
важнейшие принципы:
•
организация вагонопотоков в специализированные поезда;
•
разработка на плановый период графика движения поездов;
•
организация работы станций;
•
техническое нормирование эксплуатационной работы;
•
оперативное планирование эксплуатационной работы;
•
диспетчерское управление и контроль выполнения задач по перевозкам.
В современных условиях реализация этих принципов направлена на повышение
конкурентоспособности Украинских железных дорог на транспортном рынке прежде всего за
счет ускорения перевозок грузов. Эффекта в ускорении перевозок может
быть достигнуто за счет изменения технологии практически безналоговых
капиталовложений.
Главные принципы совершенствования эксплуатационной работы:
•
приоритетность ускорения транспортных перевозок;
•
формирование и пропускания маршрутных поездов в пределах международных транспортных
коридоров;
•
внедрение удобного плана формирования поездов;
•
повышение роли стабильного графика движения грузовых поездов.
Система эксплуатации железных дорог Украины базируется на плановой организации
работы. В ее основе - единые для всей сети взаимосвязаны планы перевозок,
план формирования, график движения поездов и технический план. Правила эксплуатации,
пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами, которые являются
собственностью других государств, построенные на принципах, предложенных Укрзализныцей:
свободный оборот исправных вагонов на железных дорогах СНГ и Балтии на основе
согласованной технологии организации перевозочного процесса и самостоятельность
взаиморасчетов.
В графике движения поездов закладываются размеры движения грузовых поездов, которые
полностью обеспечивают пропускание ожидаемого вагонопотоку. Расчетная
участковая скорость в 2001 г. повышена против 2000 г. на 1 км/ч, техническая -
на 1,7 км/ч. Оборот грузового вагона на Украинских железных дорогах в 2001 г. в
по сравнению с 1997 г. и 1999 г. ускоренно почти на 17%. Ускорение оборота
вагона в 2001 г. позволило дополнительно высвободить из рабочего парка в среднем
в сутки около 23 тыс. вагонов.
В результате внедрения мероприятий отраслевой программы «Деньгами делать деньги» по
хозяйству перевозок в 2000 г. достигнут экономического эффекта на сумму 70 млн.
грн., а за 10 месяцев 2001 г. -370,5 млн. грн.
Организация вагонопотоков в поезда устанавливает наиболее экономичные пути
прохождение вагонов и рациональную организацию маршрутных перевозок. Она
основывается на разработке взаимно увязанных планов формирования поездов всех
видов на сортировочных, участковых и крупных грузовых станциях при высоких
показателях надежности их работы по пропуску и переработке поездопотока.
Система организации и продвижения груженых и порожних вагонопотоков в пункты
назначения определяется планом формирования поездов.
Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или
несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные
сигналы. Локомотивы, отправляемые на перегон без вагонов, моторные вагоны,
автомотрисы и дрезины не съемного типа рассматриваются как поезда.
План формирования грузовых поездов устанавливает, какие поезда, из каких вагонов и на
назначения, то есть на какие станции выгрузки или станции расформирования
(распыления), должна формировать каждая станция железнодорожной сети, а также, которые
поезда она должна расформировать и пропустить без переработки. Разрабатываемый
на основе плана перевозок план формирования устанавливает корреспонденцию
вагонопотоков между районами погрузки и выгрузки. Данные об эту
корреспонденцию сводятся в косе таблицы, или, как их еще называют, «шахматки».
Они наглядно показывают число вагонов, проходящих через станцию.
При формировании поезда подбираются вагоны, направляющиеся к одной станции
назначения или расформирования. При этом стараются включать как можно большее
количество вагонов в маршруты, чтобы поезда следовали на большие расстояния без
переработки (переформирования) на попутных станциях. Сортировочная работа
между станциями должна распределяться с учетом их загрузки и уровня
технического развития.
План формирования классифицирует грузовые поезда:
•
по условиям формирования: маршруты, организованные с мест погрузки, в том
числе; відправницькі - из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на
одной станции; ступенчатые - из вагонов, загруженных несколькими отправителями
груза на одной станции или на нескольких станциях одного или двух участков (с
обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонов, которая
предусмотрена планом формирования грузовых поездов); поезда, которые формируются на
сортировочных, участковых и грузовых (без участия отправителей грузов)
станциях;
•
по условиям следования до станции назначения: сквозные - проходящие без
переработки одну или несколько участковых или сортировочных станций, участковые -
следующих без переформирования по одному участку; сборные - для развоза и сбора
вагонов по промежуточным станциям участка. Разновидностями сборных поездов являются: зонные -
с работой на части промежуточных станций одного участка; удлиненные - с работой
на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые - следующие по
нескольких участках с работой на промежуточных станциях одних участков и транзитом
проходят другие участки; вывозные - направляются с сортировочной или участковой
станции до отдельных промежуточных станций прилегающей участка и обратно; передаточные -
вращаются между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком
специальных передаточных локомотивов;
•
по дальности следования и скорости движения: быстрые, ускоренные, молочные, овощные
т.п.;
•
по состоянию вагонов, включаемых в поезд: груженые, порожние, комбинированные
состоят - из груженых и порожних вагонов;
•
по количеству групп вагонов в составе поезда: одногрупні - на одну станцию
назначения (выгрузки или расформирования); сгруппированы - из двух или более
подобранных групп вагонов на разные станции назначения.
В целом план формирования должен обеспечивать наименьший общий простой
вагонов как под нагрузкой, так и при их переработке, а также минимальные
эксплуатационные затраты. Выбор оптимального плана формирования поездов в масштабе
сети осуществляют с помощью ЭВМ. Порядок разработки плана
формирование регламентируется Инструктивными указаниями по организации
вагонопотоков на железных дорогах.
По старшинству поезда делятся на внеочередные и очередные. До внеочередных
относятся: пожарные и восстановительные поезда, снегоочистители, одиночные локомотивы,
автомотрисы и дрезины не съемного типа, которые предназначаются для восстановления
нормального движения и для тушения пожара. Очередные поезда: пассажирские скорые,
пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские,
грузопассажирские, ускоренные грузовые, грузовые, хозяйственные поезда и
локомотивы без вагонов. Хозяйственными называются поезда, которые обслуживают
собственные нужды железной дороги (перевозки балласта, рельсов, шпал и т.п.).
Каждому поезду в зависимости от его категории на станциях формирования присваивают
номер: быстрым - 1-150; скоростным - 151-170; пассажирским дальним - 171-599;
пригородным - 6001-6999; грузовым: сквозным - 2001-2998, участковым -
3001-3398, сборным - 3401-3448; вывозной - 3501-3598; передаточным - 3601-3798.
Нормы массы и длины поездов устанавливаются в плане формирования и графика движения
поездов. Необходимое тормозное нажатие в поезде зависит от скорости движения и
руководящего спуска и рассчитывается по нормам, установленным Мпс.
Грузовой поезд обслуживает локомотивная бригада.
На каждую поездку заполняют маршрут машиниста, что является одним из основных поездных
документов на участке работы локомотивных бригад.