Тексты для диктантов
** *
На улице начинало
темнеть. Лаврентий вынес на телегу мешки и начал запрягать волов.
Не успел он
заложить заноза в ярмо и невзначай бросил глазами за Рось: за Росью, круг скалы на
долине, покрытой зеленым рожью, краснела какая-то большая цветок. Из-под цветка
вынырнула из колосков голова с черными волосами и словно поплыла более колосками.
Лаврентий увидел, что ту чорноволосу голову дважды обвивали оранжевые кісники, а
за кісники были затикані целые пучки красного мака. Из ржи будто вы-плыла молодая
девушка с сапой в руках. Лаврентий засмотрелся на нее...
Девушка была
невелика ростом, но ровная, как струна, гибкая, как тополь, красивая, как красная
калина, довгообраза, полнолицая, с тонким носиком. Щеки краснели, как
краснобокий яблоки, губы были полные и красные, как калина. На чистом лбу были
будто нарисованы веселые тонкие черные брови, густые-пре-густые, как шелк...
Девушка бросила
глазами на Лаврина, загляделась на него и застеснялась, потом снялась с места,
метнулась кукушкой мимо Лаврина, сверкнула на него карими глазами и вернула на
путь.
(158 сл.) Нечуй-Левицкий
** *
Задумался Василий
Александрович Сухомлинский.
Украинское лето
прилетело и зашумело у него над головой в мятущихся кронах берез, навеяло
незабываемые картины.
...Тихое, спрятанное в
ивах и калиновых кустах село Васильевка на Полтавщине. Его родное село.
Просторная школа с большими окнами. Солнечный класс - известный и дорогой ему, как
родная хата. Двадцать пар детских глаз смотрят ца него испытующе и ждут, что
скажет этот учитель, сын тети Оксаны. Он рассказывал им о школе, в которой сам
учился, и про село свое, и о земле, на которой они живут, и о славе древнюю и
новейшую. И дети, может, впервые почувствовали гордость за то, что они родились и живут
именно на этой земле.
После окончания
уроков того первого дня своего преподавательства он ушел с малышами на реку. Дети
с радостью сбрасывали с себя одежду и один за одним шубовстали в воду. Учителю тоже
хотелось купаться, но скромничал: удобно учителю в группе с учениками бовта-ся
в воде. И все же, опасаясь, чтобы чего не случилось с малышами, он
разделся и бросился в реку.
Потом они пошли в
луг, сели под кустом калины, вырезали свирели, учились играть на них, и он
рассказал малышам о свирель, которая говорила человеческим голосом, поведал детям
легенду о калине, что это не просто дерево, а девушка-красавица, которую замучили
татары за то, что не покорилась она ненавистным людоловам.
(217 сл.) С
журнала