Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
МОРФОЛОГИЯ

Существительное

Тексты для диктантов

** *

На улице начинало темнеть. Лаврентий вынес на телегу мешки и начал запрягать волов.

Не успел он заложить заноза в ярмо и невзначай бросил глазами за Рось: за Росью, круг скалы на долине, покрытой зеленым рожью, краснела какая-то большая цветок. Из-под цветка вынырнула из колосков голова с черными волосами и словно поплыла более колосками. Лаврентий увидел, что ту чорноволосу голову дважды обвивали оранжевые кісники, а за кісники были затикані целые пучки красного мака. Из ржи будто вы-плыла молодая девушка с сапой в руках. Лаврентий засмотрелся на нее...

Девушка была невелика ростом, но ровная, как струна, гибкая, как тополь, красивая, как красная калина, довгообраза, полнолицая, с тонким носиком. Щеки краснели, как краснобокий яблоки, губы были полные и красные, как калина. На чистом лбу были будто нарисованы веселые тонкие черные брови, густые-пре-густые, как шелк...

Девушка бросила глазами на Лаврина, загляделась на него и застеснялась, потом снялась с места, метнулась кукушкой мимо Лаврина, сверкнула на него карими глазами и вернула на путь.

(158 сл.) Нечуй-Левицкий

** *

Задумался Василий Александрович Сухомлинский.

Украинское лето прилетело и зашумело у него над головой в мятущихся кронах берез, навеяло незабываемые картины.

...Тихое, спрятанное в ивах и калиновых кустах село Васильевка на Полтавщине. Его родное село. Просторная школа с большими окнами. Солнечный класс - известный и дорогой ему, как родная хата. Двадцать пар детских глаз смотрят ца него испытующе и ждут, что скажет этот учитель, сын тети Оксаны. Он рассказывал им о школе, в которой сам учился, и про село свое, и о земле, на которой они живут, и о славе древнюю и новейшую. И дети, может, впервые почувствовали гордость за то, что они родились и живут именно на этой земле.

После окончания уроков того первого дня своего преподавательства он ушел с малышами на реку. Дети с радостью сбрасывали с себя одежду и один за одним шубовстали в воду. Учителю тоже хотелось купаться, но скромничал: удобно учителю в группе с учениками бовта-ся в воде. И все же, опасаясь, чтобы чего не случилось с малышами, он разделся и бросился в реку.

Потом они пошли в луг, сели под кустом калины, вырезали свирели, учились играть на них, и он рассказал малышам о свирель, которая говорила человеческим голосом, поведал детям легенду о калине, что это не просто дерево, а девушка-красавица, которую замучили татары за то, что не покорилась она ненавистным людоловам.

(217 сл.) С журнала