Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
МОРФОЛОГИЯ

Существительное

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Провідміняйте существительные песня, семья, круча, книга.

2. Составьте предложения с существительными линия, тополь, победа, гривна в форме орудного падежа единственного числа.

3. Разделите существительные на три группы таким образом:

а) те, что имеют формы единственного и множественного числа;

б) только единственного числа;

в) только множественного числа.

Пожар, двери, блокнот, ножницы, зависть, перчатки, мел, страна, детство, шкаф, Днепр, шахматы, кустарник, родина, день, зелья, семена, пироги, фонарь, крупинка, человечество, студенчество, тісуо, человек, эхо, гул, вилка, погода, сырье, кожух, морковь, ножницы, веселье, рапсодия, звук, порох, консервы, ботинки, листья, кисель, масса, лень, деньги.

4. Представленные существительные поставьте в нужном падеже, раскрывая скобки. Объясните особенности употребления падежных окончаний.

Отдать должное (мастер, работница, отец, врач, женщина, товарищ, учитель, руководитель). Прийти в гости к (юбиляр, Надежда, переводчик, сестра, слесарь, дочь, директор, песенник, теща). Специальная одежда (школьник, работница, парикмахер, машинистка, художник, гончар, водитель, санитарка). Идти (коридор, пуща, бульвар, дорога, тротуар, площадь, пустырь, улица). Нанести ущерб (Виктор, фабрика, Игорь, завод, страна, край, типография, село, шахта, семья). Бороться с (враг, оружие, пожар, ветер, непогода, приятель, друг). Положиться на (брат, хозяин, судьба, врач, сестра, секретарь, жена, друг, подруга). (Башня, земля, календарь, ограждение, задачи, ниша, инвентарь, обычай, букварь, груз, машина).

5. Запишите представленные существительные в родительном падеже единственного числа.

Ваучер, рынок, вексель, дебет, финиш, документ, бумага, срок, эксперимент, формуляр, экспорт, заголовок, подпись, индекс, заведение, ксерокс, аппарат, процент, адресат, адресант, бланк, банк, компьютер, институт, адрес, курс, коллектив, выработка, специалист, прирост, студент, падеж, журнал, стиль.

6. Поставьте представлены существительные в родительном и творительном падеже единственного числа. Объясните их правописание.

Договоренность, путешествие, ценность, деятельность, сознание, множество, мораль, качество, мощность, задолженность, отрасль, промышленность, доклад, собственность, стоимость, печь, рентабельность, отчетность, верфь, производительность, прибыльность, роскошь, ответственность, величие.

7. Выпишите из текста существительные И отмены и поделите их на группы.

1. И за ужином, и после ужина мы долго разговаривали (Ю. Збанацкий). 2. Я добрый ед сознания своей силы. 3. Как только где стрельнет, так меня лихорадка на метр от земли и подкинет. Даже из собственной винтовки боялся выстрелить. 4. Я никогда не забуду той картины. Лесок молодой, у него - по ту сторону границы - пшеница созревает, мир и тишина, солнце просвечивает в каждом стебле... 5. Ружье взял Николай. 6. Старшина доложил ей, что все предписания медицины выполнено... 7. Каша была готова. 8. Постелили на полу. 9. Поднялись и палаты, и мосты, словно жалуется волна осенняя, целует полянам червлені щиты золотое предвечернее лучей (В.Сосюра).

8. Приведенные существительные поставьте в родительном падеже единственного числа. Объясните их правописание.

Голос, колос, пырей, время, месяц, понедельник, спокойствие, смех, урок, горизонт, роман, влияние, настроение, печаль, оптимизм, развитие, горизонт, вечер, камыш, тростник, содержание, грунт, группа, кружок, боль, степь, письмо, кожух, руководитель, взгляд, луг, трамвай, Урал, Буг, Днепр, Тетерев, Кавказ, конец, путь, утро, телефон, гусь, бумага, комар, абажур.

9. Выпишите существительные II склонения, поставьте их в родительном и творительном падежах.

Утро года

Это первый месяц весны - март. Наши предки величали его «соковик» или «березо-зол», т.е. злым до берез. Раньше в это время жгли березу на уголь, брали с нее сок. Известны и такие названия, как «капіжник», «разно погодник», « протальник», «весновій». В марте день с ночью равняются.

10. Запишите представленные существительные в формах давального и кличного падежей единственного числа. С одним словом каждой группы составьте предложения.

1) Екатерина, Игорь, молодость, гончар.

2) Олекса, пастух, ветер, студент, певица.

3) Иван, друг, земля, матушка, Дарья.

4) Олеся, фонарь, Мирослава, юноша.

5) Богдан, радость, Илья, ученик, нива.

11. Запишите представленные словосочетания в кличному падеже единственного числа.

Господин Литвин, господин президент, коллега Василенко, госпожа Шевченко, панна Наталья, Мария Степановна, госпожа Леся, Василий Иванович, друг Андрей, уважаемый Олег Игоревич.

12. Найдите в каждой из представленных групп слово, что имеет неправильное відмінкове окончания. Назовите признаки, по которым объединены слова в каждой строке.

1. Книжкой, работницей, розой, победой, латыни.

2. Атома, водорода, азота, льда, меда.

3. Галченяти, гусенка, курченяти, ребенка, тигренка.

5. Виталий, месяцу, ясеня, Грицю, орлю.

13. Спишите предложения. Существительные, взятые в скобки, поставьте в нужном падеже. Объясните их правописание.

1. Иду напрямик (сенокос) до (Буг), где (паутина) сентябрь прядет (А Мястковский). 2. Вместе из (рассказ) в (душа) вливалось что-то хорошее, теплое (О. Довженко). 3. Впереди с (весло) в (рука), насвистывая какую-то (песенка), хромает босоногий парень, позади тяжеловато стучит (сапоги) подполковник (Г. Стельмах). 4. Цвети же и гордись (строители), щедрая (земля), уволена с (тьма), в (труд) прославленная (руки), в (бои) отстоянная (грудь) (В. Ефимович). 5. Того (вовк) еще малым (волчонок) взял в (логово) дядя Панас Гайдебура (О.Донченко). 6. В (долина) у (стал) Борисенко остановил (машина) (А. Мястковский). 7. Тяжело назвать чувство, что есть у нас к каждому (камень) на (земля) нашего (детство) (Ю. Яновский). 8. На нашем (континент) сейсмоактивними являются горные районы Курило-Камчатсь-кой (дуга), (Памир), (Тянь-Шань), (Прибайкалье), (Кавказ), (Крым), (Копетдаг) и некоторые другие (В. Мезенцев).

14. Выпишите все существительные, определите их род, отличие, падеж.

Украинский жниварний обряд был отмечен особой поэтичностью. Традиционно зажинки начинались на Прокопа, который приходится на 21 июля. Облекшись в белый праздничная одежда, хозяйка клала в корзину серп, буханку хлеба и щепоток соли. На горбушки лану останавливалась и, поклонившись ниве, говорила: «Господи-Боже, помоги легонько, хорошенько, чтобы выжать быстренько!». Первые сжаты стебли клали крест-накрест, и они должны были лежать до окончания жатвы. Женщины исполняли мелодичные жатки песни, а также плели обрядовый венок из собранных колосков. Жатвенный венец стоял на углу в течение года (По В. Скуратовским).

15. Выпишите все существительные, выполните их морфологический анализ.

Лес - богатство государства, которому нет цены. Лес - это здоровье реки, земли и человека, сегодняшний и завтрашний день насекомые и птицы, зайчонка, білченяти, косули. Без леса нет воды, воздуха, чистого неба. Мы должны больше беспокоиться, будить чувства, чтобы не угасла в человеке бдительность и к природе любовь. Человек должен глубоко понимать, что такое лес, беречь, ценить зеленого друга (Л. Дмитерко).

16. От поданных слов образуйте сложные имена существительные. Запишите их в два столбика: первый - написание вместе, второй - через дефис.

Рука, писать; край,знать;вода, мечтать; листья, падать; красно, писать; средние века; святой, вечер; человек, день; пять лет; земля, трясти; радио, комитет; мини, футбол; Национальный банк; художник, пейзажист; вакуум аппарат; Европа, Азия; половина, яблоко; счастье, судьба; перекати, поле; жизнь, писать; врач, терапевт; аэро, вокзал; вагон ресторан; груз, поток; слесарь, сборщик; половина, Киев.

17. Запишите существительные, раскрыв скобки, объясните правописание.

Зоре (пад), (пол) Египта, (псевдо) наука, (полу) оборот, (худ) пром, (сорви) голова, (пол) Харькова, (гала) концерт, (полу) мисок, мать (и) мачеха, шестидесяти (пяти) летие, (пол) юрты, (пол) огурца, (экс) король, (пол) вишни, (кресло) кровать, (лесо) полоса, (норд) ост.

18. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните созидание и правописание сложных существительных.

1. Падают в (приворот) зелье слезы тяжелые, старческие (И. Драч). 2. Я накосил только нервов добрый сноп и вимолотив радостей (пол) горсти (Г. Вінгра-новски). 3. Умирают в танцы золотые (жар птицы (И. Драч). 4. Потревоженное сено пахнуло одновременно и летом, и (праздников) вечером, напомнило детство, и то сено, и те блюда, что стояли в (отца) матери (праздников) вечер (М. Стельмах). 5. На командном пункте был ранен еще один воин - командующий армией (генерал) лейтенант Овчаренко (Гр. Тютюнник). 6. Лиловые облака (Иван) чая плывут над пропастью у ног (Л. Костенко). 7. Правильная форма таких (шести) гранників получается тогда, когда кристаллики льда образуются не очень быстро (В. Мезенцев). 8. Большую, часто решающую роль здесь играет и (ми) восприятия, и (ми) ощущения (В. Мезенцев). 9. В 1912 году весь мир облетела страшная весть о гибели огромного (паро) плава «Титаник» (В. Мезенцев). 10. Наш Ваня в (реб) саду, как барвинок в венке (И. Блажкевич). 11. Здесь на дне пшеничной (пол) Европы - захлинув брони бездонный степь (И. Драч). 12. Было еще рано, (пол) до восьми (Г. Коцюбинский). 13. Получив плату, Нина в (пол) шестого покинула библиотеку (С. Добровольский). 14. Надежда запнула голову большим серым платком, заслонив ею (пол) лица (П. Автономов).