САМООЦЕНКА - суждение человека
о мере наличия у нее тех или иных качеств, свойств в соотношении их
с определенным эталоном, образцом. С.- проявление оценочного отношения человека к себе. Если на
начальных стадиях формирования С. выступают эталоном качества, которые проявляются в
других людей, или оценочные суждения взрослых или нормы поведения, правила, то
позже возникают также эталоны «внутренние» - когда ребенок уже способен судить о
меру наличия у нее определенного качества в определенный момент по сравнению с тем, как эта
качество оказывалась у нее раньше. На этом основывается способность оценивать себя с
точки зрения динамики качеств, свойств. С.- основной структурный компонент
самосознания личности. Она играет важную роль в саморегулировании
поведения и деятельности. Поэтому следует считать, что рациональный компонент С.
является основным. Вместе с тем в мислительних действиях, ведущих к образованию С., имеющийся
эмоциональный компонент, поскольку личность же при оценивании всегда проявляет
определенное эмоциональное отношение к себе. От соотношения рационального и
эмоционального в С. в значительной мере зависит характер последней. Чем больше человек
руководствуется в оценке своих качеств, свойств осознанными знаниями,
логическими рассуждениями и доведеннями, тем ближе к реальности есть ее С.; и
наоборот, снижение удельного веса рационального в пользу эмоционального влечет
рост различий между оценочными суждениями человека о себе и тем, какой она является
на самом деле.