Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
БЫТИЕ
2. Структура бытия

Мир-единство объективной действительности и сил человека.

Составной частью философского знания является учение о мире. Только через познание мира, его сущность, структуру, уровни организации, законы развития и существования человек может познать самого себя, свою природу и сущность, связь с другими людьми. Понятие мир имеет конкретно-исторический смысл, который определяется состоянием культуры, науки, техники, материального производства, общественных отношений, природы. Шире и разнообразнее видится мир человеком, если развитые формы деятельности человека и производительные силы общества. Мир способствует развитию человека, а сам человек опредмечується результатами своего труда. Поэтому-то мир - это единство объективной действительности и действительности человеческих общественных сил, которые имеют конкретно-исторический характер. В процессе развития человека меняется представление о мире, наполняется конкретно-историческим и чувственно воспринятым содержанием. С раскрытием существенных сил человека мир для нее становится не просто объективной действительностью, но и действительностью ее существенных сил. Поэтому мир - это единство природной и общественной действительности, обусловленной практической деятельностью.

Окружающий человека мир - это всеобщее единство, содержащее в себе неоглядну множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов и т.д. По существующей философской традиции, их можно назвать существующими, а мир - таким, что существует на самом деле. Определенность существующего характеризует место его индивидуального бытия и его место в целостном бытии. Но какими бы уникальными не были отдельные проявления бытия и как бы не обращали внимания люди на их уникальность, все-таки практика и познания требуют, чтобы единичное узагальнювалося, объединялось в группы, а также в достаточно большие целостности. Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных (отдельных) существующих проявлений бытия, философия объединяет их в различные группы, которым присуща определенная общность.

Понятие бытия в философии употребляется давно. Однако к проблеме классификации бытия существуют различные подходы, употребляются различные понятия: формы бытия и уровни бытия. Уровневый подход к классификации бытие определяет: во-первых, материально-предметную реальность; во-вторых, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, принципы и категории научного знания, имеющие общее значение, и др.) в-третьих, бытие личности. Позитивный подход к определению уровней бытия, вместе с тем, не лишен существенных недостатков. Во-первых, не совсем четко определены основания выделения уровней бытия. Если употребляется такой уровень бытия, как об'єктівно-идеальное бытие, то, пожалуй, такой основой должен стать степень объективности бытия. Соответственно должны были бы получить определение на другие уровни бытия: объективно-материальное бытие, объективно-идеальное бытие; субъективно-идеальное бытие. Во-вторых, предложенные уровни бытия отрывают бытия личности от социального бытия, с одной стороны, и не отражают такую специфическую сферу бытия как субъективно-идеальное бытие, с другой стороны, недостатки уровневого подхода к классификации бытия обусловили поиски его усовершенствования. Такой попыткой стала классификаций бытия по формам.

При классификации выделяются четыре различные, но взаимосвязанные основные формы бытия: во-первых, бытие вещей, процессов, которое делится на бытие вещей, процессов природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, созданных человеком; во-вторых, бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и чисто человеческое бытие; в-третьих, бытие духовного (идеального), где различаются индивидуализированное духовное и об'єктивоване (позаіндивідуальне) духовное; в-четвертых, бытие социального, которое содержит индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Такой подход к определению форм бытия дает возможность устранить недостатки уровневого подхода и более рельефно отразить разнообразие бытия. Вместе с тем стремление к детализации и конкретизации привело к противоположности, связанной с тем, что бытие удваивается. Сначала рассматривается бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и чисто человеческое бытие, а затем в бытии социального рассматривается индивидуальное бытие отдельного человека в обществе и процессе истории. Кроме того, если в бытие духовного (идеального) речь идет, рядом с объективным духовным, о индивидуализированное духовное, то уже происходит не удвоение, а утроение бытия человека. Такая детализация человека и его бытия противоречит философской методологии рассмотрения человека как целостной системы - микрокосма.

Возрождение уровневого подхода к классификации бытия осуществлено рядом философов Украины. Определяются следующие уровни бытия: бытие мира; бытие мира человека; бытие самого человека. Кажется полностью оправданным целостный подход к бытию человека и отказ от рассмотрения бытия человека в двух отдельных формах: форме бытия человека (которое делится на бытие человека в мире вещей: чисто человеческое бытие) и форме бытия социального (индивидуальное бытие и бытие общества). Положительным является выделение отдельного уровня - уровня бытия мира как целостного образования. Однако уровневый подход дал возможность разместить в классификации социальное бытие. Выделение отдельного уровня бытия - бытие человека не позволяет полностью решить проблему. Общество как целостная система и его жизнедеятельность не может сводиться к бытия отдельно взятых людей. И если возникают свойства, которые не сводятся к совокупности свойств частей, то в целостном образовании части приобретают свойства, присущие целостному образованию. Поэтому бытие человека рассматривается как форма единого уровня - бытия социального.

Анализ подходов к классификации бытия позволяет сделать выводы: во-первых, в определенных подходах накоплен большой фактический материал, который активно используется в дальнейшем решении проблемы; во-вторых, дальнейшая разработка выяснения проблемы классификации бытия опирается не на абсолютизации уровней бытия, а на обеспечение их сочетание.

Уровни бытия

Формы бытия

Бытие мира

Бытие мира, которое охватывает собой человека социального Бытия

Бытие духовного

Бытие мира, которое охватывает собой человека

Бытие вещей и процессов природы (бытие «первой природы»)

Бытие вещей и процессов, созданных человеком (бытие «второй природы»)

Бытие социального

Бытие общества

Бытие человека (индивидуальное бытие отдельного человека)

Бытие духовного (идеального)

Бытие объективного духовного

(позаіндивідуального)

Бытие индивидуализированного духовного