Русско-Византийские договоры - древнейшие письменные памятники славянского права. Много веков Византия - первоначально греческая колония, а впоследствии Восточная Римская империя (Ромейская империя) господствовала в Средиземноморье и Черноморье. С VI в. она и воевала со славянами, и искала их союза в борьбе со своими противниками. В 838-839 гг. в Константинополе появилось посольство русов, а в течение X в. в княжение Олега, Игоря и Святослава (907, 911, 944 и 971 гг.) были заключены договоры, которые дошли до нас в летописях и являются копиями с греческих оригиналов. Договоры, датированные они 907 и 911 гг., «добытые в боях» Олегом. Главная их черта - юридическое закрепление в отношениях Царьграда и Киева господство силы, то есть милитаристское мышление, что было в то время обычным явлением. Эти договоры свидетельствуют об устойчивом государственный строй Киевской Руси, о разделении общества на богатых и бедных, разное правовое положение их, о высокую оценку храбрости и мастерства русских дружинников, о достаточно высокий уровень права наследования на Киевщине, что знало уже тогда не только наследование по обычаю, но и по завещанию. Положение о доказательстве факта преступления (ст. Из договора 911 г.), наказание за удар мечом или применения пешей оружия (ст. 5), убийство вора на месте преступления и запрет такого убийства после того, как вор оказался в руках потерпевшего (ст. 6), недопущения самоуправства (ст. 7), возвращение челяди (ст. 12) и беглецов - преступников (ст. 14) воспроизведены в Краткой и Расширенной Правде, что свидетельствует об их древнерусское происхождение. О высокий уровень правовой культуры и гуманизм составителей договора свидетельствует, в частности ст. 8, которая отвергала господствующее в тот чай в Европе «береговое право», т.е. право на имущество с разбитого чужеземного корабля, и устанавливала взаимные обязанности русов и греков по оказанию помощи пострадавшим. Договор 944 г. появился через три года после неудачного похода 941 г. князя Игоря на Византию. В первых трех статьях договора отмечалось на непоколебимости мира Руси с Византией, «пока светит солнце и существует сам мир», на строгом наказании к нарушителям его, на праве русов посылать в Византию любое количество кораблей с послами и купцами, на обязательные греческого правительства содержать на свой счет русских послов в Константинополе и обеспечивать русских купцов всем необходимым в течение шести месяцев их пребывания в Византии. Пожалуй, именно через это становились более жесткими в сравнении с 911 г. правила въезда в Византии, если раньше достаточно было для этого одной печатки. то теперь русы должны были иметь специальную княжескую грамоту, в которой поименно перечислялись все гости. Без такого разрешения они задерживались, а в случае сопротивления их разрешалось даже убивать. Ст. 2 ограничивала объем торговых операций, а также свободу передвижения русских послов и купцов: жить они могли только в пригородах Царьграда, в столицу заходить без оружия, не более 50 человек и только в сопровождении императорского чиновника. Зимовать русским купцам в Византии запрещалось. Вполне возможно, их не весьма учтивое обращение с местными жителями. Обоюдная дипломатическая гибкость сторон оказалась в договоре и в том, что Киев отказывался от притязаний на Херсонес, а Византия обязывалась оказывать князю военную помощь в обуздании херсонесцев (ст. 8). Опасения греков новых походов русов нашло отражение в ст. 10 договора, которая запрещала им под предлогом защиты интересов рыбаков-херсонеситов зимовать в устье Днепра и на побережье Днепровского лимана. С другой стороны, они надеялись на помощь Руси в защите своих крымских владений от нападений болгар, что воплотилось в ст. 11 и 15, но эти надежды, как показал ход событий, оказались напрасными. Договор 944 г. содержит немало ссылок на русские и греческие обычаи, что опровергает толкование его как документа чисто византийского происхождения. И самое интересное то, что в ст. 6 договора есть упоминание не только обычай, но и об Уставе, то есть писаный Закон русский, . который, по мнению некоторых исследователей, действовал не только в X, но и в IX, VIII и даже VII в. Мирные отношения по правления Ольги (ее путешествие в Царьград в 957 p., заключения военного союза в 961 г. и т.д.) были возбуждены в конце 60-х годов X в., когда вспыхнула русско-византийская война, которая велась преимущественно на территории Болгарии. В апреле 971 г. 30-тысячное войско Святослава было окружено в Доростоле значительно превосходящими силами Цімісхія, и в такой неблагоприятной для «тавроскіфів» ситуации 23 июля того же года заключен еще один договор, по которому Святослав поклялся «иметь мир и крепкую дружбу с Иоанном... до конца света» (ст. 1) никогда не идти войной ни на греков, ни на Корсунь, ни на болгар (ст. 2) всегда быть союзником Византии (ст. 3) и не нарушать соглашения (ст. 4). Откровенно говоря, это была капитуляция русов, которая пом'якшувалася возможностью без помех носилок возвращения Святослава в Киев, но придунайские земли для Древнерусского государства терялись надолго. Договор составляется лишь из четырех небольших статей, не содержит юридических норм, которые бы обогатили те или иные правовые институты, а потому с точки зрения юриспруденции гораздо беднее, чем договоры 911 и 944 гг.