Право
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Юридический словарь-справочник

«Русская Правда» - свод норм древнерусского права XI - XII вв., который, хоть и стал источником украинского, российского, белорусского и литовского права, можно считать первой отечественной конституции. Заняв киевский престол, князь Ярослав заключил юридический сборник, вошедший в историю под названием «Правда Ярослава», или «Древнейшая Правда». В основу этой кодификации возложена древнерусское обычное право. Условно сборник можно разделить на четыре части: правовые нормы об убийстве (ст. 1); правовые нормы об телесные повреждения (от. ст. 2-7); правовые нормы об оскорблении (ст. ст. 8-10); правовые нормы о нарушении права собственности (ст. ст. 11 -18). К нормотворческой деятельности Ярослава Мудрого принадлежат также «Покон вирный», или «Урок веры», принятый в эпоху княжения Ярослава, но включен летописцами к Краткой Правды после текста «Правды Ярославичей», т.е. первого большого дополнения «Г. П.», сделанного в начале 70-х годов XI в. сыновьями Ярослава Владимировича, которым помогали киевский воевода Коснячко Перенег (Печенег), вышгородский посадник Микула Чудін и княлсий советник Никифор (Микифор) Киевлянин. Главными достижениями «Правды Ярославичей» была отмена кровной мести и замена ее денежными взысканиями, а также направления водовороты или штрафа не к пострадавшим, а в государственную казну. «Правда Ярослава («Древнейшая Правда»), «Правда Ярославичей», «Покон вирный» и «Урок местникам» составляют «Краткую Правду». Именно она воплощает первый опыт унификации и систематизации правовых норм Древнерусского государства. Однако существует еще и Расширенная редакция «Русской Правды», которая дошла до нас почти в 100 списках как в летописях, так и в «Мірилах Праведных», «Кормчих» и других юридических сборниках. Действие этого выдающегося памятника правовой культуры Украины распространялась на всю территорию Древнерусских земель. Она состоит из двух частей. До первой «Суд Ярослава Владимировича. Правда Русская» вошло 52 статьи - большинство норм «Краткой Правды», дополненной в период 1072-1113 pp. Святославом, Изяславом, Всеволодом и их преемниками новыми юридическими нормами в области гражданского, уголовного и процессуального права. Вторая часть «Устав Владимира Мономаха» содержит статьи - с 53 до 121. Устав, который датирован 1113 г., условно можно разделить на такие части: 1) нормы, регулирующие вопросы долговых обязательств и кабальных отношений (ст. ст. 53-66); 2) нормы, регулирующие социальные отношения в вотчинах (ст. ст. 67 - 73, 75-85); 3) нормы, регулирующие вопросы наследования (ст. ст. 90-95, 98-106); 4) нормы, регулирующие деятельность судебно-административного аппарата, некоторых других должностных лиц и судопроизводстве (ст. ст. 74, 86-89, 96-97, 107-109); 5) нормы, регулирующие правовое положение холопства (ст. ст. 110-121). «Расширенная Правда» и «Устав Владимира Мономаха» регулировало очень широкий круг общественных отношений, чем предыдущие памятники правовой культуры Киевской Руси. Здесь уже заложены не только нормы гражданского, процессуального и уголовного, но и семейного, брачного, правопреемниц кого, опекунского и других отраслей права. Как свидетельствует анализ содержания «Русской Правды», наши предки вообще и отцы основатели украинской государственности в частности, оказались основателями, владельцами и носителями высочайшей правовой культуры, которая основывалась на первобытных обычаях их предков и постепенно, вместе со становлением государства трансформировалась в нормы обычного права, а впоследствии и в систему правовых норм, состоящей из санкционированных государственными структурами тех же обычаев. Сначала действовала додержавна, устная форма обычного права. Затем часть его норм набрала письменного вида, многие из источников которого для потомков потеряно. Благодаря украинским летописцам XI - XII вв. мы имеем возможность изучать сокровищницу древней национальной правовой мысли. Договоры Руси с Византией, «Русская Правда», церковные уставы, княжеские уставные грамоты создавались на отечественной почве и стали воплощением самых выдающихся нравственных традиций жителей Приднепровья - украинско-русских племен, их государственнических соревнований. Эти акты вобрали достижения мировой правовой мысли, прежде всего древнегреческого, римского, германского и скандинавского права. Они свидетельствуют о влиятельный международный авторитет Киевской Руси, ее высокий социально-экономический и духовный уровень, в них видим истоки международного частного права, а сами нормы русско-византийских договоров намного опережают существующее на то время западноевропейское международное право. Эти акты отражают глубину, динамичность и преемственность национальной правовой мысли: каждый из них вобрал достижения предыдущего периода и послужил почвой для развития правового мышления будущих поколений. Названные акты стали основными правовыми источниками в Владимиро-Суздальском, Московском, Новгородском и других русских княжествах, а впоследствии существенно повлияли на эволюцию и кодификацию права Русского централизованного государства (Двинская, Белозерская уставные грамоты, Судебники и т.д.), а также положены в основу Литовских уставов, многих правовых систем и правовых норм южных и западных славян.