Урок 103
Тема. Обобщение знаний и умений по теме «Глагол». Урок-игра
Цель: в игровой форме повторить и обобщить знания по теме, готовить учащихся к контрольной работе; развивать интерес к изучению родного языка; воспитывать патриотизм.
Оборудование: карта страны «Глагол».
ХОД УРОКА
I. Мотивация обучения
Ученики читают стихи.
Языков много есть на свете -
Все они, словно цветы.
Каждый цветок душистый,
Если солнце пьет сполна,
И народы процветают,
Когда цветы эти лелеют.
(Л. Шевело)
Украинский язык,
Речь мамы и папы!
Речь мамы и папы,
Деда и бабушки,
Знаю ее хорошо,
Еще лучше научусь!
(Г. Завадович)
II. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Глагол». Учитель вывешивает карту страны с обозначенными станциями, на которых состоятся остановки.
Это путешествие поможет нам повторить и обобщить знания по теме «Глагол», а также подготовиться к контрольной работе.
III. Закрепление и систематизация знаний
1 станция «Перевіряйко»
Проверка домашнего задания (упражнение 151).
Индивидуальный опрос.
Ученики обмениваются тетрадями и проводят взаємоперевірку.
- Что нужно помнить о правописании глаголов на-ся, -сь?
2 станция «Відповідайко»
Учитель проводит фронтальную опрос в виде игры «Дополни предложение».
• Глагол называет...
• Глагол отвечает...
• Глагол обозначает действие... И...
• Глаголы изменяются по...
• Определить лица глаголов...
• Глаголы будущего времени обозначают...
• Глаголы прошедшего времени, в отличие от глаголов настоящего и будущего времени,...
• Все глаголы можно разделить на две...
• Знать спряжение необходимо для того, чтобы.
• В предложении глагол связывается с. и бывает.
3 станция «Слухайко»
- Послушайте стихотворение и определите его главную мысль (упражнение 153 (1)).
- К чему призывает нас автор?
4 станция «Вибирайко»
Работа с упражнением 153 (2).
Проверка - индивидуальный опрос.
5 станция «Думайко»
Работа в парах за упражнением 153 (3).
6 станция «Разумейко»
- Найдите закономерности в группе, заполните пропуски.
Читать - читал - читает.
... - спал - ... - ...
Смеяться - ... - ... - смеяться
Догонять - ... - ... - ...
... - ловил - ... - ...
- Что такое неозначена форма глагола?
- Почему она получила такое название? Как ее определить?
- На какое действие указывают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?
7 станция «Шукайко»
Работа с упражнением 152.
- Каким членом предложения является глагол?
- Выпишите словосочетания из 1-го предложения.
- Объясните знаки препинания при однородных присудках.
8 станция «Поясняйко»
- Вставьте буквы в окончания глаголов, аргументируйте свой выбор.
Сі_ш, смі_ться, їд_мо, бач_те, див_ться, одяга_мось, сп_мо.
9 станция «Знайка»
Комментарий к домашнему заданию.
ИV. Итог урока
- Соберите предложения.
- Найдите глагол.
- Расскажите все, что можете о нем рассказать.
V. Домашнее задание
Упражнение 155, подготовиться к контрольной работе.