Образность речи
Одну из особенностей
вещание составляет его образность - способ передачи определенных понятий через
художественные образы, которыми воспроизводится не совсем привычное видение, восприятие
человеком окружающего мира и себя в нем. Наиболее полно образное речи
реализуется в художественном стиле речи.
Лексема «образ» имеет
несколько значений, некоторые из них даже омонімні, сравн.: Степан... восстановил в памяти
образ Ольги (Г. Стельмах); Образ Днепра проходит сквозь всю его [Т. Шевченко]
творчество (М. Рыльский); Я по одежде узнал, что ты мой образ (Леся Украинка);
Наше сознание - это своеобразные образы того, что существующее в мире (Из газеты);
севере она молилась перед образами, просила у Бога счастья - судьбы своей первой
ребенку (И. Нечуй-Левицкий); На большой стене... висел большой образ в
золоченых рамах (И. Франко).
Образное речи
конечно касается эмоциональной сферы человека, позитивно или негативно настраивает
ее относительно других, побуждает к словесной ответа, определенного физического действия, размышлений,
соображениям. Оно противопоставляется речи привычном, нетропеїчному, лишенном
переносимости, образности.
В своем типичном и
наиболее полном проявлении образность речи представлена во всех жанрах художественной
литературе, особенно в произведениях талантливых писателей, которые даже
простейшими, найзвичайнішими словами создают исключительно и максимально
образные, стилистически мастерской тексты, напр.:
Ветер буйный, ветер
буйный!
Ты с морем говоришь.
Збуди его, сыграй ты с
ним,
Спроси синее море...
Тяжело-тяжело в мире жить
Сироте без роду:
Некуда прихилиться, -
Хоть с горы и в воду! (Т.
Шевченко).
Все в поэзии
воспринимается как художественно совершенное, социально значимое, индивидуально неповторимое,
непревзойденно образное, народное и одновременно всемирно ценностное или близкий к
него.
Высокой образностью
обозначены произведения и других писателей, в частности А. Олеся:
С печалью радость
обнялась...
В объятиях с радостью
журба...;
Задрожали струны в душе
моей...
Нежная, нежная песня
зазвенела в ней...
Обычная лексика в
произведениях художников слова имеет высокую художественную ценность, потому что в основном
используется тропеїчно и совершенстве - как метафоры, метонімії, эпитеты,
сравнение и др.
Образность речи
настраивает говорящих на чувственно-эмоциональное восприятие того, что существующее в природе и
в общественной жизни.
Создатели
образно-художественного вещания, прежде всего выдающиеся писатели, используя
собственно языковые средства (слова, их фонетические ресурсы, формы слова и сочетания
слов, фразеологизмы, предложения, его эквиваленты, интонационную тональность и
ритмику высказывания), создают свою художественную модель жизни в разных его проявлениях,
типізують изображаемое, индивидуально-личностное превращают в обобщенное.
Так появляется определенный художественный образ с его типичными признаками - понятиями и
языковыми формами, которые читатель в большей или меньшей степени осознает, перенимает, часто
и подражает (поведением, системой мышления и речи). Художник слова, как никто
и ничто другое, преодолевает устоявшийся в обществе речевой шаблон, стандартные формы
высказывания, воспитывает у читателей культуру речи. Роль языка художественной литературы в
формировании речевой культуры безгранична и неоценима, однако вследствие
бурного роста социальной важности средств массовой информации,
публицистики, научной, особенно научно-популярной, литературы эта роль
ослабляется. Действенной основой формирования литературного языка, его норм становятся
публицистические и научные жанры. В конце XX - начале XXI в. уменьшилась и
общественно-учебная и воспитательная роль художественной литературы, потому что функции художественного
слова как законодателя языковых норм в основном взяли на себя радио, телевидение и
публицистика. Но даже при этих условиях художественная литература, ее неповторимое языковое
богатство не может быть компенсировано, заменено ничем другим.
В значительной степени образность
речи характерна и для разговорно-бытового стиля, для некоторых жанров
публицистического стиля, изредка - научного и официально-деловой речи в его
писемному проявлении. Особенно выразительная образность в заголовках текстов: Революция
народной достоинства; Майдан остается; Болезнь от грязных рук; Пуд соли; Несколько
о плач; Героическая трагедия и др. (Из газеты).
Следовательно, образность
речи - одна из его своеобразных положительных качеств. Образное речи
наиболее выразительно передает умственно-чувственное состояние человека.