Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 3

Политическая жизнь и основные его детерминанты

3.3. Общественное мнение, политическая сознание и политическая культура граждан

 

Общественная мысль. В политике часто апеллируют к общественному мнению как к весомому аргументу, сентенции высшего общественного авторитета и ценностей.

Общественное мнение - а) одно из проявлений массовой общественно-политического сознания, что отражает отношение народа или определенной его части к власти; б) исторически обусловленный и сменный состояние гражданского сознания больших групп людей (Есть. Вятр); в) совокупная, над-личностная позиция, точка зрения определенной структурно обозначенной общности людей на конкретные события, проблемы, решения государственных, политических, общественных институтов [177, 75- 76].

При всей “прозрачности” понятие “общественное мнение” - явление достаточно условное, поскольку объективно она не является определенной механической суммой точек зрения соответствующего количества людей. Люди по-разному понимают сущность определенных политических явлений, событий, вкладывают в них свое видение, согласно их идентифицируя. То есть общественное мнение прежде всего довольно изменчивым, непостоянным явлением, что меняется в пространстве и времени.

Глубокий анализ феномена “общественное мнение” сделали А. Л. Лоуэлл (“Общественное мнение и народное правительство”), В. Липман (“Общественное мнение”), другие ученые. А. Л. Лоуэлл считал, что общественное мнение есть базисной структурой взглядов, принятой в целом и воспринятой определенной сообществом, и доказывал, что в обществе, где существуют принципиальные разногласия мыслей, не может быть ни общественного мнения, ни народного правительства.

В. Липман считал общественное мнение своеобразным комплексом стереотипов, в рамках которых и руководствуясь которыми люди действуют в отдельных группах.

Общественное мнение выполняет следующие основные функции:

• экспрессивную;

• контрольную;

• консультативную;

• директивну.

Она может быть монистической или плюралистичной, прогрессивной или консервативной.

Прогрессивная общественная мысль связана с положительными, поступательными изменениями в обществе, а консервативная - наоборот, поскольку консерватизм учитывая важные, весомые и достаточно сложные общественно-политические процессы в стране и за ее пределами обусловлен тем, что граждане связывают эти процессы с удовольствием или недовольством собственных интересов, потребностей, чаяний.

Институт общественной мысли обязательным и постоянным фактором моделирования, организации деятельности всех элементов и структур политической системы общества, социальных институтов, органов власти и т.д. Общественное мнение имеет также большое значение для процесса подготовки и принятия общегосударственных решений, законодательных, нормативных актов, правительственных решений, способствует демократизации общественной жизни, более широкому привлечению граждан к общественно-политической деятельности.

Сложность и неоднозначность феномена “общественное мнение” заключается в том, что она содержит и определенные противоречия, несоответствия реальному социальному состояния сознания граждан, особенно в тех случаях, когда общественное мнение пытаются сформировать искусственно, на заказ, в угоду определенным политическим силам. Однако общественное мнение всегда отражает определенное моральное состояние общества, уровень его демократичности.

Политическое сознание. Уровень, эффективность политической деятельности, действия любого субъекта политики напрямую зависит от его политического сознания.

Политическое сознание - опосредованное отражение политической жизни общества, сутью которого является проблема власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов; совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико-властные отношения, приобретают определенной самостоятельности.

Как общественное явление, она имеет достаточно сложную и противоречивую структуру. По функциональному принципу классификации в политическом сознании выделяют три основных аспекта:

• политико-психологический (чувства, настроения, намерения, мотивы, установки, убеждения, воля и т.п.);

• политико-идеологический (ценность, идеал, идея, концепция, доктрина, теория, взгляды и т.п.);

• политико-действенный (сознание консервативная, реформистская, радикальная, либеральная и т.д.).

Основные классификации политической сознания:

а) за субъектом (проявлением) - сознание личности, группы, класса, нации, общества (массовая сознание);

б) по отношению к власти, властных структур - автократическая, демократическая.

Гносеологически политическое сознание можно поделить на:

• эмпирическую и теоретическую;

• обыденную и научную.

К основным сферам политической сознания относятся:

• политическая мысль (политические теории, концепции, гипотезы);

• политическая идеология (политические ценности, идеалы, доктрины, лозунги, программы);

• политическая психология (политические чувства, мысли, настроения, воля, направленность).

Политическое сознание всегда есть отражением реалий бытия. Она тесно связана с развитием производительных сил, с особенностями политической системы общества и общественно-политическими отношениями, которые существуют в этой системе, состоянию образования, культуры.

Как одна из важнейших характеристик политической жизни общества политическое сознание имеет и определенные особенности, условия возникновения и пути формирования. Предпосылкой ее формирования является то, что человек начинает осознавать свою групповую принадлежность, групповую идентичность и в то же время то, что она неспособна реализовать собственные и групповые интересы без вступления в определенные отношения с политической властью.

В реальной жизни политическая сознание присуще каждому конкретному человеку уже тогда, когда она осознает свой гражданский статус, гражданскую позицию, а вместе с ними и реальную потребность, а то и необходимость влиять на власть, бороться за нее. Для формирования политического сознания крайне необходимы аналитико-критическое отношение к окружающей среды, действительности и осмысления их, наличие у человека конкретных норм, ценностей, идеалов, четкое осознание собственной цели и цели политической силы, структуры (группы, партии, объединения, организации и т.п.), к которой человек неформально принадлежит.

По содержанию политическое сознание охватывает определенные политические идеи, взгляды, теории, интересы, настроения, чувства, а за спецификой проявления она активно влияет на другие формы общественного сознания, имеет часто достаточно высокую степень отражения социально-классовых интересов.

Политическое сознание разделяют на такие виды:

• массовую;

• групповую;

• индивидуальную,

а также на:

• будничную;

• научно-теоретическую.

Первые три формы связаны с ее субъектами, а две последние определяются глубиной отражения действительности.

Основные типы политической сознания:

• государственный (етатистський) - основывается на утверждении, что самыми высокими, самыми важными являются интересы государства (Н. Макиавелли, Т. Гоббса).

• негосударственный, или анархистский, возникает там, где политическую власть считают злом, а государство - эксплуататором, врагом свободы.

Основные функции политического сознания:

• познавательная - система знаний о политической действительности в целом;

• оценочная - обеспечение и содействие ориентации в политической жизни на основе оценивания политических событий;

• регулятивная - ориентировки относительно участия в политической жизни;

• интегрирующая - содействие объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса на основе общих идей, ценностей, установок;

• прогностическая - предсказания особенностей развития политического процесса, событий;

• нормативная - создание общепринятого образа будущего.

Политическое сознание имеет два основных уровня:

• идеологический;

• психологический.

Итак, подытоживая приведенное выше, можно прийти к таким выводам:

1. Политическое сознание является совокупностью чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и определенных теоретических систем, которые отражают самые существенные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

2. Политическое сознание - восприятие человеком части жизненной реальности, которая непосредственно связана с политикой. Это субъективный образ соответствующей политической системы. Она формируется в процессе познание субъектом определенных политико-властных отношений, политических интересов, установок, ценностей, а также в процессе политического воспитания, формирования политической культуры субъекта политики.

Политическая культура. Как ни одно другое общественное явление, политическая культура имеет много определений. В этом случае возникает потребность охарактеризовать понятие “политическая культура”, максимально приближаясь к понятию политического менеджмента, его важнейших особенностей.

Политическая культура - это: а) обусловлен историческими, социально-экономическими и политическими условиями качественный состав политической жизни общества, отражает уровень усвоения субъектом - обществом, группой, лицом - соответствующих политических отношений, способов деятельности, норм и ценностей, степень социокультурного развития человека и степень ее активности в преобразовании политической, социальной действительности; б) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников системы, политического процесса; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им соответствующего значения.

То, что называют ныне политической культурой, в свое время было предметом особого и пристального внимания Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Н. Макіавелллі, К. Маркса, К. Мангейма и многих других ученых.

Как научная категория “политическая культура” стала систематически употребляться в 50-е годы XX века. Предвестником этого термина был термин “национальный характер”, который трактовался как комплекс политических, моральных, культурных и других представлений, присущих отдельной нации, закрепленных в ее национальной культуре и традициях. После 60-х годов такие известные политологи, как С. Ива, Г. Алмонд, Т. Парсонс, Р. Такер и другие ближе связывают сущность политической культуры с традициями, исторической памятью, мотивациями, ценностями, символами и т.д.

Основные подходы к определению понятие “политическая культура”:

1) рассмотрение политической культуры как системы ценностей социума и его граждан, системы политических институтов и соответствующих способов коллективной и индивидуальной политической деятельности;

2) политическая культура - это определенная совокупность убеждений, взглядов, ориентаций и образцов поведения;

3) политическая культура является процессом формирования и реализации определенных сил таких социальных субъектов, как классы, группы, лица в процессе их общественно-политической деятельности;

4) политическая культура - это объективное отражение и реализация в процессе противоборства коренных классовых интересов, политических принципов и лозунгов, которые провозглашаются политическими партиями, отдельными политиками, государством;

5) политическая культура является системой убеждений, идей, представлений, установок, моделей поведения, сложившиеся исторически.

При таких разных трактовок понятия “политическая культура” трудно проследить наличие единых или часто повторяющихся элементов, ее образующих. Вероятнее всего, следует считать, что в значительной степени все эти элементы можно отнести к феномену “политическая культура”.

Типы политической культуры. Существует несколько видов типологии, а еще больше типов политической культуры. Так, американские политологи, в частности С. Ива, выделяют три ее типа: патриархальную, підданську и активістську.

Патриархальная характеризуется отсутствием интереса к политической жизни, распределения и четкого определения политических ролей в обществе.

Підданська связана с достаточно сильной ориентацией на политическую систему, ее деятельность, функционирование.

Активістська характеризуется заметным интересом граждан к деятельности государства, различных субъектов политического процесса, их высокой общественно-политической активностью.

Упрощенно можно выделить два основных подхода к определению содержания понятия “политическая культура”, которые, однако, часто объединяют в единое целое.

В соответствии с первым подходом ее рассматривают как совокупность (систему) определенных политических знаний, убеждений, духовных ценностей, принципов и способов политической деятельности, политического опыта и традиций, а также соответствующих политических институтов.

Согласно второму подходу в политической культуре видят процесс, способ, конкретные формы реализации сущностных сил человека, его знаний общественно-политических убеждений. По структуре политическая культура является сочетанием политического сознания и политических знаний, которые в свою очередь имеют собственную структуру и особенности.

Политическая культура охватывает такие основные аспекты, которые ее обусловливают и характеризуют:

• знания в целом и особенно знание политики, фактов, интерес к ним, заинтересованность в них;

• оценивание определенных политических явлений, оценочные суждения относительно того, как должно осуществляться (функционировать, существовать) власть;

• эмоциональная сторона определенных политических позиций (например, патриотизм, любовь к родине);

• признание в определенном обществе соответствующих образцов политического поведения, которые определяют, как можно или как не следует действовать.

Политическая культура является существенной и важной подсистемой в глобальной культуре в целом. Она тесно связана с всеми ее составляющими - экономической, религиозной, правовой, организационной и другими культурами.

Субъектами политической культуры являются: индивиды, малая, средняя или большая группы; регион; государство; нация; партия; класс т.д.

Объект политической культуры - политическая система общества и ее компоненты (политический режим, социальные институты; организации; объединения; политические партии и т.п.).

Политическая культура - многомерное явление, которое имеет свои корни, исторические и психологические основы и особенности. Она является составляющей политической системы. При этом политическая культура на протяжении определенного исторического периода модифицирует политическую систему, реально влияет на ее изменение. Это означает, что ее всегда можно определять и характеризовать соответственно уровню развития политической жизни.

Выделяют политическую культуру общества, общественной группы и отдельной личности. Социальные и психологические особенности формирования каждой из них имеют определенные отличия. Так, индивидуальная политическая культура, кроме знаний, эмоционального восприятия действительности, во многом обусловлена психологическими особенностями человека.

Главными характеристиками политической культуры является ее динамичность, полифункциональность, разноуровневость. Относительно последнего, то в целом можно согласиться с учеными, которые выделяют в среднем четыре уровня такой культуры:

• номинальные политические знания и умение их использовать в повседневной общественно полезной деятельности;

• наличие достаточно глубоких общественно-политических знаний, умение их реализовывать в конкретной и активной политической деятельности;

• политическая культура, присущая политическому деятелю большого региона или национального масштаба;

• политическая культура человека, для которой политическая деятельность фактически является профессиональной (президент, глава правительства, спикер, народный депутат, член правительства, лидер партии, объединения и т.п.).

Можно также выделить следующие виды политической культуры:

• политическая культура депутатской, парламентской деятельности;

• политическая культура деятельности общественных организаций, политических партий, групп, объединений граждан;

• политическая культура электоральной политической деятельности или деятельности граждан во время выборов, референдумов, опросов общественного мнения, плебисцитов и т.д.

Функции политической культуры:

• познавательная (вооружает людей знаниями, необходимыми для деятельности в любой, но преимущественно в политической сфере. Это дает возможность человеку (личности, гражданину) самосовершенствоваться, саморазвиваться, формировать активную жизненную, гражданскую позицию. Фактически эта функция является основополагающей, в значительной степени такой, что предопределяет реализацию других);

• идентификационная (заключается в толковании потребностей человека с учетом ее групповую (социальную, этническую, конфессиональная) принадлежность и соответствующее участие в отстаивании интересов этой сообщества);

• ориентационная (характеризует стремление человека к содержательному отражение политических событий и явлений при реализации прав и свобод в конкретной социальной, политической системе);

• воспитательная (способствуя интеллектуальному развития человека, политическая культура формирует устойчивый интерес и заинтересованность в общественно полезной, общественно-политической работе. Такой интерес является самым активным возбудителем повышение политической активности человека);

• регулирующая (оказывается в прямом или опосредованном воздействии на поведение человека, организации, оценке существующих субъектов политики, политического процесса и принятии определенных решений);

• коммуникативная (благодаря политической культуре наработанные в обществе опыт, традиции передаются от поколения к поколению);

• интегрирующая (при любых обстоятельствах и условий является базисной основой общества, его политической системы, способствует консолидации граждан, политических сил, создавая таким образом основы для поддержки существующего политического режима, системы власти);

• социализации (способствует соответствующем усвоению норм - регуляторов общественно-политической жизни. Речь идет о правовых, социальные и психические нормы политического поведения, системы ценностей политической культуры, присущих конкретному обществу).

Можно классифицировать политическую культуру на демократическую и автократическую.

В демократической политической культуре выделяют два основных вида: консервативно-либеральный и либерально-демократический.

В автократичной политической культуре также выделяют два вида культуры - авторитарную (что не поддерживает и не поощряет отдельного человека и различные общественные силы к активности в общественно-политической деятельности) и тоталитарную (когда существует культ вождей и лидеров, их роль искусственно поддерживается и пропагандируется). Взаимосвязь политики и культуры вообще сложный, неоднозначный. Политика может деформировать культуру, негативно влиять на ее развитие, как это было, в частности, в бывших странах социалистического лагеря в конце XX века. Тогда диктат политики над культурой имел слишком большое значение. Рассматривая этот вопрос, стоит учитывать, что сначала возникает культура как такая, а потом, при разделении общества на классы, при условии эффективного социального расслоение, формируется его политическая организация, возникает политика, формируется политическая культура. Поскольку политика и культура в определенной степени равноправные, то между ними существуют тесное взаимодействие, взаимовлияние, взаимозависимость.

Принципиальное значение приобрела проблема особенностей формирования политической культуры граждан с учетом специфики их ментальности. Особенно это касается национальных государств с большой и противоречивой историей, государств, где доминирует один, коренной этнос. Т.е. политическая культура - явление вполне конкретное для отдельно взятых социума, нации, народа. Известно, например, что неотъемлемыми составляющими политической культуры является сформированные многими поколениями отдельного народа политические традиции, нормы политических отношений и практики, идеи, концепции, убеждения, которые и регулируют взаимоотношения между различными субъектами политического процесса. Постоянства, стабильности этим особенностям оказывают социально-экономические, общественно-исторические, национально-культурные и другие факторы, которые определяют жизни конкретного этноса. Именно поэтому политическая культура имеет своеобразную двойную природу. С одной стороны, она коммуникационная, а с другой - символическая (за Лоцманом). В этом случае речь идет о определяющую роль в политической культуре менталитета нации, которая образовала собственную государственность. Так, ментальность украинцев имеет несколько системообразующих признаков: украинцам свойственна интровертность в восприятии всего, что их окружает, то есть соответствующая сосредоточенность на фактах и проблемах внутреннего, личностно-индивидуального мира; кордоцентричність, которая проявляется в сентиментальности, эмпатии, ярко выраженной любви к природе, культуротворчества и естетизмі жизни. Кроме того, украинцам присущи анархический индивидуализм, преобладание чувственного над волей и интеллектом. Поэтому естественно, что как народу украинцам присущи такие черты политической культуры: демократизм, свободолюбие, терпимость, миролюбие, а в то же время склонность до анархизма, бунтов и междоусобной борьбы, попытки поставить личностные интересы над общегосударственными. В общем, когда речь идет об особенностях политической культуры украинцев, то многие ученые склоняются к тому, что за психологическим составом они являются народом западного, европейского типа, тогда как, скажем, россияне - восточного, азиатского.

Такой взгляд на ментальность украинцев не является, однако, единственным, постоянным. Многие специалисты акцентируют внимание на комплексах “неполноценности”, “крестьянской психологии” украинства, “некласичності” украинской ментальности и прочее. Такое разнообразие признаков и характеристик ментальности, что наблюдается в науке, в частности в политологии, этнопсихологии, этнополитологии, обусловленная многими объективными, историческими обстоятельствами - постоянной борьбой Украины за свободу и независимость, расположением Украины между различными государствами - политическими полюсами, многолетним пребыванием Украины и ее народа под гнетом других государств, когда тотально уничтожались наша культура и духовность, а сознание заполнялась чужими ценностями, традициями, нормами т.д.

На сознание каждого гражданина Украины в конце XX в. существенно повлияли глобальные события, что разделили наше мировосприятие на “до” и “после”. Речь идет прежде всего о Чернобыльской катастрофе, распад российско-советской империи - бывшего СССР, о крахе таких мифов тоталитарного общества, как “новый советский человек”, “всеобщее равенство и братство”, “торжество пролетарского интернационализма” и т.д. Каждый гражданин Украины оказался в такой ситуации перед неизбежной необходимостью выбирать дальнейший путь: вернуться к патерналистской модели, в которой за нас делает выбор какой-то старший брат, другое государство, или сделать решительный шаг к самостоятельного выбора своей жизненной магистрали.

Своеобразным измерением политической культуры является политическая активность.

Политическая активность - важнейшая характеристика жизненной позиции личности. Такая активность охватывает деятельность, направленную на реформирование общества, существующих общественных отношений.

Всех разногласий в определениях людей (индивидов) разделяют на отдельные группы:

• гиперактивные (люди, для которых политическая деятельность практически является профессиональной деятельностью - депутаты, государственные служащие, профессиональные политики, журналисты, политические обозреватели);

• активные индивиды (члены политических партий, организаций, организаторы отдельных политических, общественных акций);

• широкие массы населения (люди, граждане, которые занимаются политикой достаточно редко, время от времени);

• гіперпасивні (люди, граждане, которые ни прямо, ни косвенно политикой не занимаются и почти не интересуются ею).

Среди многочисленных факторов, побуждают к занятию политикой, можно назвать такие:

• условия, уровень, характер жизни;

• внутренне-духовное состояние человека;

• уровень политического сознания отдельного человека;

• творческий потенциал личности;

• стремление личности к власти;

• способность человека к поступкам.

Следовательно, политическая жизнь имеет собственные, только ему присущие особенности, признаки, характеристики, без анализа и учета которых политическая деятельность никогда не даст желаемых и ожидаемых результатов.