СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 9
ТЕМА. ПОЛНОТА ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
Цель: раскрыть ключевые понятия; воспитывать навыки участия в проведении диспута; развивать умение анализировать факты и делать выводы, отстаивать собственную точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-диспут.
Оборудование: разнообразные высказывания великих людей о жизни и счастье.
Ход урока
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальное опрос с элементами беседы
1. Почему не следует бояться смерти?
2. Как вы считаете, почему даже в самых сложных жизненных ситуаций человек не должен пытаться лишить себя жизни?
3. Согласны ли вы с представлением о загробной жизни?
4. В чем, по вашему мнению, заключается подлинное бессмертие?
5. Что дает человеку вера в Бога?
6. Как вы понимаете пословицу: «На Бога надейся, да и сам не розгубляйся».
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Человек современного вида появился 40 тысяч лет назад. Первый президент Шведской Академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации причислил человека к представителям животного мира рода гоминидов (Человекообразных) вида Homo Sapiens (Человек Разумный). Ученый справедливо считал, что человек как существо животного происхождения отличается от остальных животных тем, что он является существом разумным (Sapiens). Только человеку как таковому присуще осознание окружающей среды.
Создав человека, природа таким образом породила существо, в лице которого осознала саму себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она цветная, теплая, съедобная, величественная, грозная, закономерная, катастрофическая...
В определенной степени природа «осознает» себя и через существо животного, что тоже «знает», что ей можно кушать, а от чего - отравиться; к чему стоит прибегать, а от чего бежать; почему и кому стоит показываться, а от чего и от кого надо прятаться... Даже если животное и «знает», то она не знает, что она знает. Только человек не только знает те или иные стороны действительности, он вместе с тем понимает, что она знает, то есть человек осознает себя как существо знающее. Знание человека самого себя создает то, что мы называем самосознанием.
Имея самосознание человек, сознание как таковое, человек формирует свое мировоззрение.
В мировоззрении человека существует множество элементов. Главные и доминирующие среди них обычно называют идеалами. Идеалы - это опорные пункты мировоззрения. Основное содержание мировоззрения каждого человека определяется по содержанию мировоззренческих идеалов. Именно формирование мировоззрения - это формирования в нем определенных, смысложизненных идеалов. Другими словами: мировоззрение проявляет себя в идеалах, и в то же время идеалы формируют мировоззрение. Центральное же место в мировоззрении принадлежит идеалам смисложиттєвим. Воплощение в жизни человека и общества смысложизненных идеалов делает жизнедеятельность человека и общества осмысленными. Смысл жизни человеку и обществу придают смысложизненные идеалы. То есть мы приходим в мир для того, чтобы в нем осуществились те или иные наши смысложизненные идеалы. Среди них важнейшими являются полноценную жизнь и счастье. Эти идеалы связаны с теми, что обсуждаются еще с древних времен: идеалы Веры, Надежды, Любви и Мудрости.
Итак, проложим путь от времен Сократа, Архимеда, Платона и Евклида через бурные века новейшей эпохи Канта, Шиллера, Ницше, Гегеля до наших дней и начнем вечную дискуссию о том, что есть счастье и настоящая человеческая жизнь.
IV. Диспут
План
1. Чем определяется ценность человеческой жизни?
2. Может ли человек увеличить эту ценность и в какой способ?
3. В чем вы видите ценность собственной жизни?
4. Как вы понимаете тезис, что каждый человек не только имеет право на жизнь, но и должна быть достойной жизни?
5. Существует ли универсальный рецепт человеческого счастья?
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Подготовиться к защите проектов и тематического оценивания.