Сельское хозяйство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Растениеводство

ВСТУПЛЕНИЕ

Ключевой проблемой в сельском хозяйстве Украины является ускоренное и устойчивое наращивание производства зерна.

Опыт работы многих хозяйств свидетельствует о больших резервах повышения урожайности и увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Решающими условиями для этого являются повышение устойчивости зернового хозяйства на основе совершенствования структуры посевных площадей, роста урожайности сельскохозяйственных культур, эффективного использование удобрений, максимального расширения посевов на мелиорированных и орошаемых землях и в районах достаточного увлажнения, внедрение в производство высокоурожайных сортов, гибридов и интенсивных ресурсосберегающих технологий.

Обязательное условие интенсивной технологии выращивания сельскохозяйственных культур - рациональное использование агротехнических приемов в оптимальные сроки в соответствии с биологических требований растений. Интенсивная технология предусматривает повышение плодородия почвы, чередование культур в севооборотах, внедрения и выращивание высокоурожайных сортов, пригодных для механизированной уборки, применение научно обоснованных норм минеральных удобрений.

Общая посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в мире составляет около 1 млрд 400 млн га, 70% которой заняты зерновыми. Под сельскохозяйственные культуры в мировом земледелии используют почти 11% земельной площади, а в перспективе использовать до 40%.

Доля посевов сахарной свеклы Украины в мировом растениеводстве составляет более 17%, картофеля - 5, подсолнечника - 8, льна-долгунца - 10%.

По посевным площадям, производством и урожайностью сахарной свеклы Украина занимает ведущее место в мире. Расширились посевы риса, созданы районы рисосеяния в Автономной Республике Крым, Николаевской и Херсонской областях.

В последнее время в Украине сложилась четкая специализация производства многих видов продукции растениеводства. Так, в степной зоне сосредоточено 48% производства зерна, 80 - подсолнечника, в лесостепной - 71 сахарной свеклы, в полесской - 92 льна-долгунца и 56% картофеля.

Растениеводство как научная дисциплина. Растениеводство как наука изучает разнообразные виды, формы и сорта полевых культур и рациональные приемы выращивания высоких и устойчивых урожаев при наименьших затратах труда и средств.

Растениеводство основывается на достижениях естественных наук - физики, химии, ботаники, физиологии растений, почвоведения, агрохимии и др. Наиболее тесно оно связано с земледелием, агрохимией и селекцией полевых культур.

Основоположниками растениеводства как научной дисциплины были представители эпохи Возрождения: известные ученые и естествоиспытатели Италии - Леонардо да Винчи (1452-1519), Франции - Бернар Паліссі (1510-1589), Голландии - Ян Бапліст ван Гельмонт (1579-1641), а также России - M. В. Ломоносов (1711 - 1765), который в 1734 г. в течение некоторого времени учился в Киево-Могилянской академии. Он сделал ряд предложений по выращивание сельскохозяйственных культур в России.

A. Т. Болотов (1738-1833) много внимания уделял внедрению чередование культур, рекомендовал широко использовать местные удобрения - навоз, торф, зола, гипс и т.д. В своих трудах он придавал большое значение распространению зернобобовых культур.

Ученый-агроном И. И. Комов (1750-1792) был профессором «земледельческих наук». В 1788 г. он написал труд «О земледелии», разработал основы плодозмінної севооборота для укрепления кормовой базы.

К. А. Тимірязєв (1843-1920) - основоположник учения о фотосинтез. Исследовал физиологию водного режима и корневого питания растений, их реагирования на засуху. Его научные положения актуальны и поныне. Он автор широко известных трудов «Жизнь растений», «Земледелие и физиология растений» и др.

I. А. Стебут (1833-1923) в труда «Основы полевой культуры» разработал научные основы растениеводства того времени.

Академик Д. М. Прянишников (1865-1948) изучал теоретические и практические вопросы питания растений и применение удобрений.

Труда M. И. Вавилова (1887-1943), посвященные вопросам генетики, экологии и теоретических основ селекции, известны во всех странах мира и имеют большое значение для развития растениеводства. Собрана M. И. Вавиловым и его сотрудниками большая коллекция сельскохозяйственных растений - ценный источник исходного материала для селекции, интродукции и изучения экологии культурных растений.

B. Я. Юрьев (1879-1962) - один из основоположников селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур - вывел много сортов зерновых культур, форм пшеницы, устойчивых против поражения ржавчиной, головней и другими болезнями.

M. М. Кулешов (1890-1965) изучал вопросы экологии полевых культур, особенно кукурузы и пшеницы, а также разработал научные основы семеноводства.

Г. С. Кияк (1910 - 1987) сделал весомый вклад в развитие агрономической науки, особенно для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, рационального использования и охраны земельных ресурсов. Он является автором многих сортов зерновых, зернобобовых и масличных культур. Много внимания уделял подготовке высококвалифицированных специалистов, научных кадров. Написал учебники «Растениеводство», «Луговодство», монографии «Яровая пшеница», «Озимый рапс» и др.

Больших успехов в создании новых сортов зерновых достигли селекционеры П. П. Лукьяненко, В. М. Ремесло, Ф. Г. Кириченко, П. X. Картавый, Бы. П. Соколов, Н. В. Цицин, подсолнечника - B.C. Пустовойт, гречихи - А. С. Алексеева и др.

Весомый вклад в развитие растениеводства сделали академики И. В. Якушкин и H.A. Майсурян.

Украинская агрономическая наука имеет приоритет в разработке многих научных основ растениеводства и внедрении в культуру новых полевых растений. Были созданы сорта озимой твердой пшеницы, односемянных полиплоидные сахарная свекла, кормовые односемянных свекла, тритикале и др. В последнее время в производство внедрены такие кормовые культуры, как борщевик Сосновского, горец Вейріха, амарант и др.

Агрономическая наука, в частности растениеводство, обогатилась знаниями, которые позволяют достичь наибольшей урожайности сельскохозяйственных культур. Это отрасль науки об управлении формированием урожаев и качеству продукции. Она требует высокого уровня квалификации специалистов сельского хозяйства и организации труда, широкого внедрение интенсивной технологии выращивания культур. Следует отметить, что ныне применяется программируемое выращивания сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей сорта, природных условий и агротехнических приемов.

Большое значение имеет повышение качества культур благодаря увеличению их фотосинтетической деятельности. Исследовательские данные свидетельствуют о способности растений использовать 5-6% фотосинтетической активной радиации (ФАР). Повышают коэффициент использования ФАР созданием высокопродуктивных сортов и гибридов и совершенствованием технологий выращивания. Интенсивные технологии с элементами программирования урожаев внедряются с учетом местных условий, особенностей культур и оптимального использование резервов. Особое внимание уделяется разработке конкретных рекомендаций по выращиванию высоких урожаев, изучению теоретических основ агротехники соответствующих сортов.

Для развития агрономической науки важную роль сыграли исследовательские станции. Первую из них организовано в Украине в 1885 г. в Полтаве. Здесь разрабатывались вопросы влияния на урожай предшественников, внесение удобрений. Впоследствии было организовано Херсонскую, Немерчанськая, Плотянську и Одесскую исследовательские станции.

Центром организации сельскохозяйственной науки в Украине является Украинская академия аграрных наук (УААН), на которую возложена задача координации работы научных институтов и исследовательских станций. В ее состав входят зональные и отраслевые институты. Последние решают теоретические и практические вопросы, важные для определенной отрасли хозяйства или природно-экономического района. До институтов УААН принадлежат Институт растениеводства им. В. Я. Юрьева, Мироновский институт пшеницы им. В. М. Ремесла, Институт земледелия и др.

Группировка полевых культур. На земном шаре введен в культуру около 4000 видов растений. Количество их постоянно растет за счет создания новых видов. В Украине выращивается около 90 видов полевых культур.

Основные культуры мирового земледелия - пшеница и рис. По площади посева первое место в мире занимает пшеница, второе - рис, третье - кукуруза, затем - ячмень, рожь, овес, хлопчатник, картофель, сорго.

Для удобства изучения полевые культуры делятся на группы и подгруппы. Каждую группу культур, в свою очередь, разделяют на биологические подгруппы, которые объединяют в отдельные полевые культуры. Однако общепринятой схемы разделения культур нет.

В этом учебнике растения полевых культур разделены на группы по основным продуктом их выращивания: 1 - зерновые, 2 - зернобобовые, 3 - корнеплоды, 4 - клубнеплоды, 5 - бахчевые, 6 - масличные и эфиромасличные, 7 - пеньковые, 8 - наркотические, 9 - кормовые травы, 10 - промежуточные культуры, 11 - основы семеноведения.

Методы исследований в растениеводстве. Теоретической основой курса растениеводства является передовая агрономическая наука. К основным методам исследования в растениеводстве относятся: полевой, лабораторно-полевой, лабораторный и вегетационный.

В зависимости от количества исследуемых факторов полевые опыты разделяют на одно - и многофакторные. В многофакторных опытах изучают влияние различных факторов, например, способов сева, норм высева в зависимости от сроков сева. Эти исследования имеют важнейшее значение.

ПОЛЕВОЙ МЕТОД применяют в научно-исследовательских учреждениях для исследования вопросов возделывания почвы, удобрения, посева и ухода за культурами, испытания новых сортов т.д. К полевым методам относятся также производственные опыты, которые проводят в хозяйствах для окончательной проверки и определения экономической эффективности результатов.

ЛАБОРАТОРНО-ПОЛЕВОЙ МЕТОД предназначен для предварительного изучения соответствующего вопроса. Для этого закладывают опыты на небольших участках по единой методике, без значительных расходов и по малой повторности.

ВЕГЕТАЦИОННЫЙ МЕТОД предназначен для изучения теоретических вопросов растениеводства, физиологии растений, агрохимии. Растения при этом выращивают в специальных вегетационных домиках со стеклянными стенами, сосудах с почвой, гравием, песком или водным раствором.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД заключается в проведении агрохимических анализов, определении качеств растений, зерна, семян, кормов и т.д. С его помощью изучают процессы, происходящие в почве и растениях под влиянием различных агроприемов, мелиоративных мероприятий и т.д.

Для изучения эффективности воздействия на растения факторов внешней среды (света, тепла, влаги), а также различных физиологических и биологических процессов, в них происходящих, используют камеры искусственного климата - ФИТОТРОН, где можно менять режимы работы. Осуществляют также соответствующие наблюдения и проводят различные лабораторные исследования.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПЫТЫ есть завершающим этапом исследований и эффективным средством пропаганды и внедрения в производство новых приемов технологии выращивания полевых культур и их сортов.