Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.1. Предмет психологии

Чтобы понять проблемы и оценить достижения современной психологии, надо проследить путь, который прошла эта наука в своем развитии, проанализировать, как формировались ее новые концепции.

1.1.1 Становление психологии как науки

На всех этапах истории общественные потребности людей определяли приоритетные направления развития науки. Длительное время па первом месте была механика, потом ее заменила биология, дальше кибернетика, социология. На рубеже XX-XXI вв. значительную заинтересованность вызывает психология. Ее достижения сейчас нужны педагогам и врачам, юристам и политикам, инженерам и военным, менеджерам и спортсменам.

Предмет психологии. Слово «психология» впервые заявило о себе в конце XVI в. в трудах известного магдебургского профессора философии Г. Гокленіуса и его ученика О. Гасмана. Оно возникло путем сочетания двух греческих слов: psyche (душа) и logos (слово, учение). Понятие «психика» обозначало психические явления в жизни людей и животных. Однако в то время понятие «психология» не получило признания. Оно распространилось в науке только в XVIII в. после выхода книг немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754) «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1740).

Круг психических явлений, которые начала изучать психология, охватывало самые различные проявления психики. В него вошли ощущение (света, цвета, тепла, запаха, вкуса, звука и др.), что отражали свойства раздражителей, действовавших на органы чувств. Предметом исследования стало и восприятие целостных объектов во всей совокупности их свойств. Не меньший интерес вызвали и образы предметов, действовавших на органы чувств, запоминались, сохранялись и воспроизводились в случае необходимости за помощью памяти, создавая личный опыт человека. И до сих пор остается без ответов много вопросов, касающихся закономерностей мышления, посредством которого человек обнаруживает общие, существенные признаки предметов и явлений, планирует деятельность и поведение. Мышление, стимулирует воображение, что связано с человеческим творчеством. Ощущение, восприятие, память, мышление, воображение - психические процессы. К психическим явлениям относятся переживания отношений человека к окружающей среде и других индивидов, которые называют эмоциями и чувствами, а также способность человека регулировать свое поведение, действия и поступки, преодолевать различные препятствия на пути к цели - воля. В своей практической деятельности и отношениях с окружающей средой оказываются психические состояния (спокойствие, взволнованность, заинтересованность и др.) и психические свойства (настойчивость, решительность и др.). Специфика психических процессов, состояний и свойств зависит от индивидуально-психологических особенностей человека - темперамента, характера, способностей и др. Всю совокупность психических явлений в многообразии их проявлений, взаимосвязей и динамике нередко называют психическим жизнью человека.

Любая наука не ограничивается только сбором и описании фактов, а переходит к их объяснения путем выявления законов, которым они подчинены. Поэтому вместе с психологическими фактами психология изучает и психологические закономерности и психологические законы. Психологические законы нельзя полностью раскрыть без понимания механизмов психической деятельности.

Психика присуща и животным. Вот почему психология - это наука о психике человека и животного.

Психология(гр. psyche - душа и logos - слово, учение) - наука о фактах, закономерностях и механизмах психической жизни людей и животных.

С помощью специальных методов она выявляет особенности и закономерности развития психики, функционирования ее механизмов. Ее задачами является раскрытие закономерностей и законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств. Психология выясняет жизненное значение психики и способствует повышению психологической культуры индивидов и общества. Добытые ею знания направляются на повышение качества жизни, уровня учебной и профессиональной подготовки, улучшения психического здоровья людей и гармонизации их взаимоотношений.

Этапы исторического развития психологии. Начальные представления о психике были связаны с анимистическими воззрениями первобытных народов, которые считали, что все в мире имеет душу. Душу они толковали как загадочную сущность, управляющая всеми живыми и неживыми существами.

Первые попытки объяснить психические явления без опоры на сверхъестественные силы были сделаны уже в древнем мире (Египте, Китае, Индии, Греции). Ученые находят их в древнеегипетском папирусе «Памятник мемфіської телеологии» (IV тыс. до н. э.), в древнеиндийских текстах Вед, в частности в Упанишадах (И тыс. до н. э.) и китайских медицинских книгах (VIII в. до н. э.). И древние египтяне, и китайцы органом психики считали сердце.

С появлением философских учений попытки теоретически осмыслить сущность человеческой души начинают занимать одно из центральных мест. Первые попытки выяснить сущность психического в древнегреческой философии были наивно-материалистическими. Так, ионийские философы, ища материальные основы бытия, пытались вывести из него душу. Фалес из Милета (624-548 до н. э.) видел эти основы в воде, Анаксімен (588-524 до н. э.) - в воздухе, а Гераклит из Эфеса (540-484 до н. э.) - в огне. «Мир единый из всего, - утверждал он, - не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняется и закономерно угасает». Эти взгляды греческих мыслителей постепенно навели на мысль о общую одухотворенность материи.

Демокрит из Абдери (460-370 до н. э.) вслед за своим учителем Левкіппом (500-440 до н. э.), Эпикур (341 - 270 до н. э.), римский философ и поэт Тит Лукреций Кар (99-55 до н. э.) и др. представляли душу как совокупность маленьких шаровидных и очень подвижных атомов. Просякуючи тело, они придают ему движения. Демокрит первым создал теорию познания на основе различения чувственных и умственных знаний.

Более двух тысяч лет назад выдающийся греческий мыслитель Сократ (470-399 до н. э.) на фронтоне дельфийского храма написал «Познай самого себя». Этот призыв остается актуальным и поныне, направляя поиски ученых на раскрытие секретов человеческой психики.

В древней греческой философии нашли свое выражение и идеалистические взгляды на сущность психики. Так, основатель философского идеализма Платон (427-347 до н. э.) учил, что основу бытия составляют неизменные и вечные идеи, бледным отражением которых является материальный мир. Человеческая душа до своего земного существования находится в мире идей, созерцает их, а после смерти снова возвращается в сверхчувствительный мир. Вспоминания душой того, что она познала до переселения в тело, и порождает знание. Идеи в душе не возникают под влиянием окружающих вещей и явлений. Платон был основоположником дуализма в психологии, которая рассматривает тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.

Этот дуализм преодолел древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) в своем труде «О душе». Критикуя платоновскую теорию души, он указал на необходимость исследовательского подхода к изучению психической деятельности, считая, что душа является неотъемлемым началом только органической жизни, а не всего материального мира. Постепенно понятие «душа» исследователи стали применять не ко всем жизненным проявлениям, а только психических явлений, что способствовало возникновению понятия о сознании.

В III в. до н. э. александрийские врачи Герофіл (род. прибл. 300 до н. э.) и Еразистрат (прибл. 300-240 до н. э.) открыли нервы и показали, что не тело в целом, а лишь его отдельные органы (нервы, мозг) неразрывно связаны с психикой.

Римский врач Клавдий Гален (129-199) при толковании души использовал термин «плевма». По его мнению, периферическая плевма сочетается с центральной, вследствие чего душа получает способность распознавать телесные изменения. Такой подход еще больше приближал к трактовке сознания как главного феномена психики.

В эпоху Средневековья церковь, подчинив себе все формы идеологии, поставила знания на службу вере. Благодаря трудам древнегреческого философа Плотина (205 - 270) и христианского теолога Августина Аврелия (354 - 430) понятие «сознание» приобрело идеалистического толкования. Считалось, что душа является местом сосредоточения знаний, и ее можно познавать только путем интроспекции (самонаблюдения). Несмотря на притеснения, гонения церкви и в эти сложные времена постепенно накапливался материал об анатомо-физиологические особенности человеческого организма. Весомый вклад в развитие науки внесли арабские ученые Авиценна (Ибн-Сина) (980-1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд) (1126-1198). Авиценна на основе достижений восточной медицины создал материалистическое учение о психике. Так, аффекты он связывал с телесными изменениями. Его опытами были заложены основы будущего ассоциативного эксперимента. Аверроэс, выдающийся знаток достижений Аристотеля, доказывал, что тот не признавал индивидуального бессмертия души, акта сотворения мира, загробной жизни, и направлял толкования психических процессов в материалистическое русло, связывая их с процессами физиологическими.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Для нее характерна попытка осмыслить духовный мир человека с обще-философских позиций без экспериментальной основы.

В учении выдающегося французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) зародилось понятие о рефлекс как закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Человека он рассматривал как «живую машину», в которой все жизненные процессы, в том числе и психические, обусловленные внешними воздействиями, как работа часового механизма вызвана весом часовых гирь. Декарт пришел к выводу о полной различие между душой и телом: «тело по своей природе всегда делимое, а душа неделима». Однако душа способна порождать в теле движение. Он настаивал на ведущей роли сознания и мышления, акцентируя их своеобразие. Это противоречивое дуалистическое учение породило сложную психофизическую проблему: как связаны в теле человека физиологические и психические процессы. Однако с ее решением мыслитель не справился. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие психологии в целом и ее методов в частности.

Дуализм Декарта преодолели в своих работах английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677).

Вследствие развития научных знаний о человеческую психику по-новому стали рассматривать предмет изучения психологии. В XVII в. она перестает быть наукой о душе и становится наукой о сознании.

Под влиянием математики немецкий мыслитель Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716) впервые в истории науки употребил понятие «бессознательная психика». Он разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцію (осознанное восприятие, включает внимание и память), одновременно предлагая рассматривать психическую жизнь не как арифметическую сумму, а как интеграл, что находится в непрерывном развитии.

На смену рационализма XVII в., согласно которому только разум дает истинное знание, в XVIII в. приходят эмпиризм и сенсуализм. Эмпиризм - направление в теории познания, в противовес раціоналізмові провозглашает единственным источником и критерием познания чувственный опыт, недооценивая значение логического анализа и теоретических обобщений. Сенсуализм - направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником знаний.

Основоположником эмпирической психологии, которая опирается на знания, полученные в качестве опыта, был английский философ Джон Локк (1632-1704). По его мнению, опыт имеет два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума (внутренний опыт). Человек рождается на свет без каких-либо идей. Ее душа напоминает чистую доску (tabula rasa), на которой опыт выводит свои письмена. Двойственность учения Локка о внешний и внутренний опыт стимулировала развитие как материалистических, так и идеалистических концепций учения - целенаправленного усвоения знаний, умений, навыков социального опыта с целью последующего использования их в практической жизни.

В XVIII в. в связи с новыми открытиями особенностей нервной системы, которые осуществили швейцарский врач Альбрехт фон Галлер (1708-1777) и чешский анатом Иржи Прохаска (1749-1820), вызрело учение о психике как функции мозга. Его основали французские материалисты, которые считали, что мышление начинается с внешних впечатлений, а заканчивается мыслью, выраженной словами. Между мышлением и мыслью же происходят неизвестные процессы в мозге.

В начале XIX в. английский невролог Чарльз Белл (1774-1842) и французский физиолог Франсуа Мажанди (1783-1855), изучая различия между чувствительными и двигательными нервами, ввели в научный оборот понятия «рефлекторная дуга», с помощью которого объясняли простейшие двигательные реакции.

Выдающийся русский ученый Иван Сеченов (1829 - 1905) в своем труде «Рефлексы головного мозга» распространил декартівський принцип рефлекса на деятельность головного мозга, показав, что все акты сознательной и бессознательной жизни человека имеют рефлекторное происхождение. Он разработал также программу создания объективной психологии.

В XX в. идеи Сечєнова продолжал разрабатывать его соотечественник Иван Павлов (1849-1936), создав учение о две сигнальные системы. Рефлекторное учение И. Сечєнова и И. Павлова оказало значительное влияние на развитие психологических взглядов и способствовало в начале XX в. возникновение многих новых научных течений в психологии.

Становление психологии как самостоятельной науки началось во второй половине XIX ст. Именно тогда появляются первые психологические лаборатории. их открыли психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832-1920) в Германии; психолог, физиолог Николай Ланге (1858-1921) в Одессе; психолог Иван Сикорский (1842-1919) в Киеве; психолог, физиолог Владимир Бехтерев (1857-1927) в Казани. Возникают новые отрасли психологической науки - экспериментальная психология, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология и др. Формируются новые психологические школы и течения - вюрцбургская школа немецкого психолога Освальда Кюльпе (1862-1915), структурная школа американского психолога Эдуарда Тітченера (1867-1927), бихевиоризм, гештальтпсихология, фройдизм и др. Постепенно акцент в психологических исследованиях переносится на изучение поведения.

Отечественная психология после революции 1917 г. начала развиваться на основе диалектического материализма. В теоретических исследованиях 20-30-х годов интенсивно разрабатывались методологические основы и принципы психологической науки (Павел Блонский (1884--1941), Лев Выготский (1896-1934), Григорий Костюк (1899-1982), Алексей Леонтьев (1903-1979), Сергей Рубинштейн (1889-1960) и др.). Именно в это время в Харькове при Всеукраинской психоневрологической академии был создан психологическую школу, в которой в разное время работали выдающиеся советские психологи Л. Выготский, Лидия Божович (1908-1981), Петр Гальперин (1902-1989), Александр Запорожец (1905 - 1981), Петр Зинченко (1903-1969), О. Леонтьев, Александр Лурия (1902-1977) и много других.

Четкое определение методологических основ обозначило позиции советской психологии в мировой психологической науке. Однако заидеологизированность науки политическими догмами серьезно сдерживала ее развитие, особенно в прикладных исследованиях.

Лишь в середине XX в. советская психология начала интенсивно разрабатывать проблему личности, другие фундаментальные проблемы. Так, становление и развитие психики изучали О. Леонтьев, С. Рубинштейн; личность как целостную систему - Л. Выготский, Борис Ананьев (1907 - 1972), Константин Платонов (1898-4984), Г. Костюк и др.; проблемы установки - Дмитрий Узнадзе (1886-1950); мышление - Андрей Брушлінський (1933-2002), Г. Костюк, Татьяна Косма (1905-1973), Алексей Матюшкин (род. 1929), Олег Тихомиров (1933-2001) и др.; самосознания - Павел Чамата (1898-1968); навыков и умений - Евгений Мілерян (1913-1983) и др.; внимания - Николай Добрынин (1890-1981); памяти - Анатолий Смирнов (1894-1980), II. Зинченко, Григорий Середа (1925-1987) и др.; восприятие - А. Запорожец, Владимир Зинченко, Давид Элькин (1904-1984) и др.; темперамента и способностей - Борис Теплов (1896 -1965), Владимир Небилицин (1930-1972), Николай Малков (1918-1987), Натан Лейтес (род. 1918), Вадим Крутецький (1917-1991) и др.; вещание - Борис Баев (1923-1979), Александр Раевский (1891-1971), Иван Синица (1910-1976); умственного развития детей - Даниил Эльконин (1904-1985), Василий Давыдов (1930-1998), Александр Скрипченко (род. 1921) и др.; обучение и воспитание - Г. Костюк, Наталья Менчинська (1905-1984), Мирон Боришевский (род. 1934) и др.

Своими трудами отечественные ученые внесли весомый вклад в развитие мировой психологической науки. И сейчас в центре их внимания - актуальные проблемы развития и функционирования человеческой психики.

Их успехи стали возможными благодаря творческому развитию идей знаменитых предшественников, которые в общей способности материи к отражению заметили специфические особенности психического отражения, которая осуществляется по принципу рефлекса. Преодолевая пустоту схоластических диспутов, эти ученые высказывали новые прогрессивные идеи, которые служат основой для дальнейшего развития науки.