Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Современные общественно-политические процессы, особенно в странах так называемого трансформационного, переходного периода, наглядно демонстрируют сложность отношений как между отдельными субъектами политики, так и в сфере политики в целом. А значит, роль политической науки и ее составляющих - научных дисциплин, которые с ней пересекаются, являются касательными к ней - небывало повысилась. Появилась потребность определить и глубже проработать методологические основы таких политических наук, как кратологія, конфликтология, прогностика, глобалистика, политическое манипулирование, политическая мифология и т.д.

Среди них существенно отличается политический менеджмент - наука о закономерности, технологии и своеобразное искусство политической деятельности. Формирование этой научной дисциплины имеет несколько аспектов.

Во-первых, требуют специального рассмотрения, как существенные, политические технологии (индивидуальные и коллективные - групповые), которые базируются на классической политологии, - выборы и референдумы. Постепенное осмысление их сущности, особенностей показало, что они являются достаточно сложными, многомерными сентенциями, которые содержат элементы педагогики, психологии, психофизиологии, однако объединяющим всегда выступает организационный, управленческий элемент. Иначе говоря, политические действия, явления, процессы являются управляемыми, регулируемыми, их можно соответствующим образом моделировать, обусловливая конкретными мотивами, целями или прогнозом.

Во-вторых, если учитывать не только управленческий аспект политических технологий, всего политического процесса, но и сущностное значение психологии в политике, можно прийти к выводу, что политическая деятельность - это своеобразное искусство, творчество, а не сугубо рационализм или практицизм.

Успех в политике зависит от многих обстоятельств, прежде всего от самого политика - его способностей, личностных черт и качеств, подготовленности к политической работе. Не важнейшее значение приобретает наличие у политика определенных сугубо практических навыков, умение работать в политической сфере. То есть кроме знания сущности политики, ее особенностей, специфики взаимодействия в политическом процессе многих его субъектов, нужно знать, как и благодаря чему можно достичь успеха в политической деятельности. Речь идет как об общих политические технологии (изучение общественного мнения, референдумы, избирательные кампании и т.п.), так и об отдельных, что есть совокупностью целенаправленных действий, ориентированных на достижение соответствующего политического результата, методом “перевода” объективных законов в механизм управления, то есть о перевод абстрактного языка политической науки на конкретную язык решений, документов, нормативов, указаний, которые регламентируют деятельность людей и стимулируют их к наиболее эффективному достижению указанной цели. Другими словами, речь идет именно о политический менеджмент как определенную систему знаний по осуществлению политики.

Политическим технологиям практически нигде целостно, в комплексе не учат, если не брать во внимание политологических факультетов и отделений высших учебных заведений и единичных семинаров, тренингов, которые проводят отдельные общественные институты и образования, политические партии, особенно накануне крупных политических акций, кампаний - прежде всего избирательной. Пока что и в Украине нет, но надеемся, что вскоре появятся институты политики, где будут готовить политиков-профессионалов высокого уровня, где кроме теории обучения и практики политики - то есть как профессионально в реальной жизни заниматься политикой.

Политические технологии имеют определенный характер и особенности, механизмы воздействия на отдельных граждан, весь круг, и важно, прежде всего, кто и с какой целью их использует. С одной стороны, речь идет о личности конкретного политика, его индивидуальные человеческие качества, уровень морали, гражданского сознания, ответственности за свои поступки не только перед собственной совестью, но и перед людьми, которых касается его политическая деятельность, а с другой - о нравственности его политических действий и поступков. Нельзя упрощенно воспринимать и соглашаться с утверждением, что, мол, политика - это грязная дело, потому что за каждым политическим явлением стоит конкретное лицо или лица.

К созданию этого учебного пособия автор пришел не сразу. Сначала была попытка разработать и обобщить (описать) конкретные, мотивированные действия и модели поведения политика в различных политических условиях, которые касаются его общения с людьми, решения конфликтных ситуаций, решение определенных вопросов, участия в политических акциях, действиях, процессах. Все это было в определенной степени воспроизведено в труде “Профессия - политик” (2000).

Впоследствии было подготовлено первое издание (впервые в Украине) книги по политической психологии: “Политическая психология” (2001), в которой предпринята попытка раскрыть сущность феномена “политическая психология”, структура, содержание, особенности и основные формы его выявления.

В предлагаемом пособии обобщены наработки автора, изложенные в работах “Искусство политической деятельности” (2002) и “Социология политики” (2003). В указанных трудах рассмотрены основные модели и механизмы поведения политика в различных политических ситуациях, проанализированы содержание и характер распространенных политических технологий, отражены не только актуальные проблемы взаимосвязи политики с другими сферами жизнь человека, общества, но и политико-психологические, организационные основы функционирования основных субъектов и участников политических процессов. Эти две работы в сочетании, взаимосвязи способствовали подготовке учебного пособия политического менеджмента, который мы и предлагаем всем, кто имеет к дотичність политики или хотя бы интересуется ею как чрезвычайно сложным, многоаспектным общественным явлением.

Надеемся на оценки, предложения и замечания читателей учебного пособия.