Вступление
Украина получила статус страны с
рыночной экономикой. Это означает, что экономика Украины должна быть способной
динамично развиваться на основе ее личных внутренних ресурсов и активной
взаимодействия с окружающим миром, применять достижения науки, усиливать
хозяйственные связи на базе техногенной и экологической безопасности.
Современная рыночная модель экономики
базируется на инновационном типе развития, для которой характерно:
интеллектуализация производственной деятельности, использование высоких информационных
технологий, экологичность, творчество кадров, благосостояние населения.
Известно, что в развитых странах на
судьбу инновационных продуктов и технологий приходится около 70% общего прироста
ВВП, в большинстве стран СНГ эта доля меньше 20% от общего выпуска при очень
ограниченной номенклатуре.
Доля инновационной продукции в
структуре промышленного производства Украины менее 4% против 30-35% в технологически
развитых странах. Общая доля наукоемкой продукции стран СНГ на мировом
рынке составляет 0,3% (США - 39%) и продолжает уменьшаться.
Для реализации инновационного
развития Украины необходимо решить проблемы и преодолеть препятствия, мешающие
достижению высокого уровня инновационности, а именно:
• неразвитость
инфраструктуры и механизмов распространения передовых технологий,
отстраненность от производственного процесса, результатов научно-технической и
интеллектуальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
• недостаточная ориентация
научных исследований на потребности экономики и общества. Идеи, технологии,
разработки украинских ученых по ряду причин слабо используются
предпринимательской средой и отечественной промышленностью;
• приоритетное финансирование
прикладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рынке
(лоббирование определенными олигархическими кланами). Наличие разрывов в инновационном
цикле при переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим
технологий;
• несовершенство правовой,
нормативной и налоговой базы, институтов инновационного развития, инвестирования
и страхование, использование и защита прав интеллектуальной собственности,
экономических механизмов внедрения результатов интеллектуальной деятельности в
производство;
• фактическое отсутствие
частного научно-технического и венчурного секторов; инерционность в
использовании существующего научно - технического потенциала отраслевых НИИ и
предприятий;
• слабое использование
механизмов внедрения и передачи технологий и высокой добавленной стоимости, форм
и структур инновационного развития, что подтвердили свою эффективность в
развитых странах.
Как свидетельствует зарубежный опыт,
наиболее удачной организационно - управленческой формой по применению
инновационных технологий являются технопарки и технополисы.
Как правило, технопарки имеют в
своем составе бизнес-инкубатор для поддержки начинающих предпринимателей из числа
ученых, инженеров, преподавателей и студентов, новаторов, изобретателей.
Распоряжаясь землей, они привлекают на свою территорию научно-исследовательские
подразделения мощных, в том числе и иностранных корпораций, которые взаимодействуют в научно-технологическом
плане с администрацией технопарка и его учредителями - университетами и НИИ.
Технопарки формируют среду,
благоприятную для ускоренной коммерциализации научных исследований, превращения их
в товары и услуги, которые воспринимает рынок. Большинство известных технопарков
начинались с бизнес-инкубаторов, и постепенно развивались, при непосредственной
участия местной и центральной власти, активной поддержке учредителей,
общественных организаций, финансовых и деловых структур.
Цель учебного пособия - дать
знания по теории становления и развития инноваций, о современные мировые
тенденции применения инновационных процессов в системе хозяйствования,
помочь студентам - бакалаврам и магистрам овладеть инструментарием инновационного
менеджмента, основами управления инновационной деятельностью и основными вопросами
относительно финансирования, государственного регулирования, стимулирования инновационной
деятельности, рассмотреть организационные формы реализации инноваций, психологические
основы рекламы.