Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Вступление

 

Украина получила статус страны с рыночной экономикой. Это означает, что экономика Украины должна быть способной динамично развиваться на основе ее личных внутренних ресурсов и активной взаимодействия с окружающим миром, применять достижения науки, усиливать хозяйственные связи на базе техногенной и экологической безопасности.

Современная рыночная модель экономики базируется на инновационном типе развития, для которой характерно: интеллектуализация производственной деятельности, использование высоких информационных технологий, экологичность, творчество кадров, благосостояние населения.

Известно, что в развитых странах на судьбу инновационных продуктов и технологий приходится около 70% общего прироста ВВП, в большинстве стран СНГ эта доля меньше 20% от общего выпуска при очень ограниченной номенклатуре.

Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства Украины менее 4% против 30-35% в технологически развитых странах. Общая доля наукоемкой продукции стран СНГ на мировом рынке составляет 0,3% (США - 39%) и продолжает уменьшаться.

Для реализации инновационного развития Украины необходимо решить проблемы и преодолеть препятствия, мешающие достижению высокого уровня инновационности, а именно:

• неразвитость инфраструктуры и механизмов распространения передовых технологий, отстраненность от производственного процесса, результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

• недостаточная ориентация научных исследований на потребности экономики и общества. Идеи, технологии, разработки украинских ученых по ряду причин слабо используются предпринимательской средой и отечественной промышленностью;

• приоритетное финансирование прикладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рынке (лоббирование определенными олигархическими кланами). Наличие разрывов в инновационном цикле при переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологий;

• несовершенство правовой, нормативной и налоговой базы, институтов инновационного развития, инвестирования и страхование, использование и защита прав интеллектуальной собственности, экономических механизмов внедрения результатов интеллектуальной деятельности в производство;

• фактическое отсутствие частного научно-технического и венчурного секторов; инерционность в использовании существующего научно - технического потенциала отраслевых НИИ и предприятий;

• слабое использование механизмов внедрения и передачи технологий и высокой добавленной стоимости, форм и структур инновационного развития, что подтвердили свою эффективность в развитых странах.

Как свидетельствует зарубежный опыт, наиболее удачной организационно - управленческой формой по применению инновационных технологий являются технопарки и технополисы.

Как правило, технопарки имеют в своем составе бизнес-инкубатор для поддержки начинающих предпринимателей из числа ученых, инженеров, преподавателей и студентов, новаторов, изобретателей. Распоряжаясь землей, они привлекают на свою территорию научно-исследовательские подразделения мощных, в том числе и иностранных корпораций, которые взаимодействуют в научно-технологическом плане с администрацией технопарка и его учредителями - университетами и НИИ.

Технопарки формируют среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации научных исследований, превращения их в товары и услуги, которые воспринимает рынок. Большинство известных технопарков начинались с бизнес-инкубаторов, и постепенно развивались, при непосредственной участия местной и центральной власти, активной поддержке учредителей, общественных организаций, финансовых и деловых структур.

Цель учебного пособия - дать знания по теории становления и развития инноваций, о современные мировые тенденции применения инновационных процессов в системе хозяйствования, помочь студентам - бакалаврам и магистрам овладеть инструментарием инновационного менеджмента, основами управления инновационной деятельностью и основными вопросами относительно финансирования, государственного регулирования, стимулирования инновационной деятельности, рассмотреть организационные формы реализации инноваций, психологические основы рекламы.