ПРЕДИСЛОВИЕ
Обеспечение потребностей человека в пищевых белках возможно лишь при условии целенаправленного
увеличение продуктивности водоемов, умение определить биологически обоснованные нормы
вылова рыбы, ценных беспозвоночных, эффективного ведения аква - и марикультур. В связи
с этим возникает потребность не только в знании всех тех гидробионтов, населяющих разные
водоемы, их биологии, закономерностей биологических явлений и т.п., но и в прогнозировании
возможных изменений от интенсивного воздействия на них хозяйственной деятельности и управления
их производительностью в интересах человека. В решении этих вопросов важную роль играет
наука гидробиология, изучающая жизнь гидросферы.
Главной целью учебной дисциплины "Гидробиология" студентами специальности
6.070800 "Экология и охрана окружающей среды" является изучение экологии
организмов отдельных видов, их популяций, гідробіоценозів и экосистем, а также взаимоотношений
гидробионтов-индивидуумов, групп и группировок как между собой, так и с неживой природой
для понимания сути экологических процессов, происходящих в гидросфере.
В современной гидробиологии основными приоритетными задачами являются:
-
исследования популяций гидробионтов и гідробіоценозів как целостных систем;
- разработка научных основ
повышение биологической продуктивности водоемов;
- решение задач обеспечения
людей чистой водой;
- разработка биологических
основ борьбы с вредными хищниками и гидробионтами, что наносят вред рыбному,
сельскому хозяйствам, промышленности и т.д.
В результате изучения курса "Гидробиологии" студенты должны:
•
знать: жизненные формы пелагиали и бентали, структурно-функциональные характеристики
водных экосистем и пути и методы воздействия на экосистемы с целью увеличения количества
биологического сырья в водоемах; методы контроля за естественной кормовой базой.
• уметь: применять
методы сбора макрофитов в водоемах, планктонных и донных организмов; проводить
камеральную обработку собранных материалов, включая определение видового и численного
состав гидробионтов; давать функциональные характеристики, оценивать состояние экосистем.
Внедрение кредитно-модульной организации учебного процесса предполагает усиление
самостоятельной работы студентов, использование тестового контроля знаний. Данные методические
рекомендации имеют целью помочь им в этом.
Учебная дисциплина "Гидробиология" связана с другими дисциплинами,
такими как "Биология", "Основы экологии", "Мониторинг окружающей среды".
Методические рекомендации рассчитаны на студентов высших учебных заведений бакалаврского
уровня подготовки, которые будут изучать "Гідробіологію" в условиях кредитно-модульной
системы организации учебного процесса.