ВСТУПЛЕНИЕ
Биология (от греч. bios - жизнь,
logos - слово, учение) - совокупность наук о живой природе. Предмет биологии -
все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ,
распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой
природой.
Задачи биологии - изучение закономерностей этих проявлений, раскрытие
сущности жизни, систематизация живых существ. Термин «биология» предложили в
1802 г. Ж. Б. Ламарк и Г. Г. Тревіранус независимо друг от друга. Он
упоминается также и в произведениях Т. Роозе (1797) и К. Бурдаха (1800).
Одними из первых в биологии сложились комплексные науки по объектам
исследования: о животных - зоология, растения - ботаника; анатомия и физиология
человека - основа медицины. В пределах зоологии сформировались более узкие
дисциплины, например, протозоологія, энтомология, орнитология, териологии и
другие; в ботанике - альгология, бриология, дендрология и т.д. В самостоятельные науки
выделились микробиология, лихенология, вирусология. Разнообразные организмы и
распределение их по группам изучает систематика животных и систематика растений.
Изучением истории органического мира занимается палеонтология и ее разделы -
палеозоологія, палеоботаника, палеоэкология и другие.
Другой аспект классификации биологических дисциплин - по свойствам,
исследуются, и проявлениями (механизмами) живого. Форму и строение организмов
изучают морфологические дисциплины - цитология, гистология, анатомия; состав и
ультраструктуру тканей и клеток - биохимия, биофизика, молекулярная биология;
образ жизни животных и растений, их взаимоотношения с условиями среды
обитания - экология и более специально - гидробиология, биогеография,
біогеоценологія т.д.; функции живых существ изучают физиология животных и
физиология растений; закономерности поведения животных - этология; закономерности
преемственности и сменяемости - предмет изучения генетики; закономерности
индивидуального развития изучает эмбриология или в более широком современном
понимании - биология развития; историческое развитие - эволюционное учение. Широкое
применение математики в разделы биологии вызвало к жизни математическую
филологию, биометрию.
В целом для биологии характерно взаимопроникновение идей и методов различных
биологических дисциплин, а также других наук - химии, физики^ математики. В XX
в. возникли новые биологические дисциплины и направления на границах смежных наук, а
также в связи с практическими потребностями (радиобиология, космическая биология,
физиология труда, соціобіологія т.д.). Успехи экологии, а также проблемы
охраны природы, которые становятся все более серьезными, привели к «экологизации»
многих биологических наук, способствовали утверждению современного системного подхода к
развития популяционной биологии.
Большое значение биологии для сельского, лесного, промышленного хозяйств
и медицины. Необходимые для питания белки, жиры, углеводы, витамины человек
получает главным образом от культурных растений и прирученных животных. Знание законов
генетики и селекции, а также культурных и физиологических особенностей
одомашненных видов позволяет совершенствовать агротехнику и зоотехнику, выводить
более продуктивные сорта растений и породы тварин. Уровень знаний в области
биогеографии и экологии определяют возможности и эффективность интродукции и
акклиматизации. Биохимические исследования позволяют полнее использовать
органические вещества растительного и животного происхождения, а также лабораторного
и промышленного синтеза. Развитие в последние годы генной инженерии открывает
широкие перспективы для биотехнологии биологически активных и лекарственных веществ.
Исключительно важное значение имеет биология как теоретическая основа ведения сельского,
лесного и промышленного хозяйства. Познание закономерностей размножения и распространения
болезнетворных вирусов и бактерий, а также паразитических организмов необходимо
для успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и
животных.
В развитие отдельных направлений биологической науки был сделан вклад
отечественными учеными - биологами, такими как Амосов М. М. (физиология сердца,
хирургическое лечение легочных и сердечных заболеваний, проблемы биологической и
медицинской кинетики, моделирование основных психических функций мозга и др.);
Богомолец А. О. (патологическая физиология, эндокринология, онкология, проблемы
долголетие и т.д.); Вавилов М. И. (генетика и селекция, установил центры
происхождение растений, сформулировал закон геммологических рядов); Гамалей Г. Ф.
(общая патология, иммунология, создал противохолерную и противісляну вакцины,
разработал санитарно-гигиенические способы борьбы с чумой, холерой, тифом и
другими заболеваниями); Мечников И. И. (открыл явление фагоцитоза, за что получил
Нобелевскую премию, работал над проблемами иммунитета, долголетия, защиты
растений, изучения инфекционных заболеваний); Палладий А. В. (основатель Института
биохимии в Киеве НАН Украины, изучал особенности обмена веществ); Сытник К. М.
(молекулярная биология, цитофізіологія, биохимия и экология); Холодный Н. Г.
(физиология растений); Шмальгаузен И. И., (эволюционная морфология и зоология,
изучал закономерности роста, филогении животных).
Прогресс биологии в XX в., повышение ее роли среди наук и для существования
человечества определяют и другой вид биологии сравнению с тем, который она имела
40-50 лет назад. По уровню биологических исследований можно судить о
материально-техническое развитие общества, поскольку биология становится реальной
производительной силой, а также рациональной научной основой отношений между человеком
и природой. Только на основе биологических исследований возможно решение одной из
самых грандиозных и насущных задач, которые становятся перед человечеством, - управление
эволюцией биосферы с целью сохранения и соблюдения условий существования и развития
человечества.