Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок 1

Тема. Делители натурального числа. Простые и составные числа

 

Цель: систематизировать знания учащихся о смысл действия деления натуральных чисел; расширить знания учащихся о свойствах деления натуральных чисел, дополнить их представлениям о таких понятиях, как делитель числа, кратное числу, простые и составные числа; сформировать умение учащихся находить делитель числа и классифицировать натуральные числа в зависимости от количества делителей.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний

@ Поскольку темы «Деление натуральных чисел» и «Деление десятичных дробей» была разработана учениками в 5 классе на достаточном уровне, можно «подвести» учащихся к основных понятий урока, выполнив устные упражнения на деление и проанализировав полученные ответы.

Устные упражнения

1. Выполните деление и сделайте проверку умножением.

35 : 7 3,5 : 7 4 : 8 3,5 : 0,7

28 : 4 2,8 : 4 2 : 5 0,28 : 0,4

63 : 9 0,63 : 9 1 : 2 0,63 : 0,09

56 : 7 5,6 : 7 3 : 4 0,056 : 0,7

0 : 3 3 : 0

2. Решите уравнение: а) 7х = 35; б) 0,4 х = 0,28; в) х + 7х = 4.

 

Вопрос к классу

1. Можно ли выполнить деление

а) натурального числа на натуральное число;

б) десятичной дроби на натуральное число;

в) десятичной дроби на десятичную дробь?

(По поводу ответов на вопрос 1 а)-в) можно ученикам дополнительно объяснить, что «деление можно выполнить» означает получение доли или в виде натурального числа, или в виде обыкновенной или десятичной дроби.)

2. Всегда от деления двух натуральных чисел имеем в доле натуральное число? (Нет, это может быть как натуральное число, да и дробь.)

 

II. Формирование новых знаний

Итак, после выполнения устных упражнений и анализа полученных ответов, ученики будут готовы к восприятию и осмыслению таких понятий:

1) Понятие делимости двух натуральных чисел а и b.

2) Понятие делителя числа; кратного числу.

3) Понятие составного и простого чисел.

4) Классификация натуральных чисел по количеству делителей.

Ознакомление учащихся с содержанием указанных понятий можно сопровождать таким конспектом

 

Конспект 1

Делимость чисел

1. Если а, b и с - натуральные числа и а = b·c, то

а делится на b,

Пример

а кратно b,

16 = 8-2, следовательно, 16 делится на 8;

b - делитель а.

16 кратное 8; 8 делитель 16.

2. Если а делится только на 1 и на а,

 

то а - простое число.

Пример

Если а не делится только на 1 и на а,

3 делится только на 1 и на 3, следовательно,

то а - составное число.

3 - простое число;

1 не является составным и не с простым!

4 делится на 1, на 2 и на 4, следовательно,

 

4 - составное число

 

III. Закрепление знаний, формирование умений

И уровень

Устные упражнения

1. Правда ли, что:

а) 5 - делитель 45;

б) 16 - делитель 8;

в) 7 - делитель 152;

г) 27 кратное 3;

д) 6 кратное 12;

есть) 156 кратное 13?

2. Проверьте, являются:

а) 2 - простым числом;

б) 6 - составным числом;

в) 11 - простым числом;

г) 18 - составным числом;

д) 2b - простым числом (b - натуральное число).

@ Во время выполнения задания 2 желательно «подвести» учащихся к такому выводу: чтобы доказать, что данное число является составным, достаточно найти хотя бы один делитель, отличный от 1 и этого числа (так называемый «нетривиальный делитель»).

 

II, III уровни

Письменные упражнения

1. Напишите все делители чисел: а) 48; б) 29.

2. Напишите три числа, кратных: а) 16; б) 17; в) числу р.

3. Докажите, что:

а) 35 934 кратное 113;

б) 413 является делителем числа 83 839;

в) 27 671 не делится на 88.

4. Найдите:

а) сумму всех делителей числа 6, меньших 6; числа 28, меньших 28;

(Что вы заметили? Уместно будет, если позволяет время, ознакомить учащихся с понятием «совершенного числа».)

б) сумму и произведение всех делителей числа а, если а - простое число.

 

Дополнительно. Упражнения на повторение

1. Вычислите значения выражений:

79 348 - 64 · 84 + 6 539 : 13 - 11 005;

2,5 · 8 + (17 - 0,1): 26.

2. Решите задачу.

Расстояние между двумя станциями 768 км. Из них одновременно отправляются навстречу друг другу два поезда и встречаются через 6 часов. Скорость одного из поездов 72 км/ч. Найдите скорость второго.

3. Выразите в метрах: 6 дм; 53 см; 7 см; 4,6 км.

 

IV. Итог урока

С помощью конспекта 1 повторить основные понятия урока (делимость натуральных чисел; делитель; кратное; простое и составное числа).

 

V. Домашнее задание

1. Выполните действия:

а) 45 + 12; 37 + 16; 82 - 41; 65 - 17;

б) 5,3 + 7; 0,2 + 3,5; 4 - 3,8; 6,7 - 5;

в) 12 · 5; 1,3 · 3; 4,6 : 2; 3 : 0,3.

2. Выполните действия: 183 · 0,5 - (6,2 + 1,9) : 5,4.

3. Выпишите все делители числа 30.

4. Покажите, что число 14 составленное. А число 41?

5. Найдите сумму всех делителей числа 9.