Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 9 классов

УРОК № 1

Тема. Числовые неравенства. Доказательство числовых неравенств

 

Цель урока: добиться усвоения учащимися содержания: определение, выражающее зависимость между соотношениями >,,= и знаком разности левой и правой частей неравенства; понятие числовой неровности и представления о видах числовых неравенств; понятие «доказать неравенство» и алгоритма доказательства неравенств. Выработать умения: воспроизводить содержание изученных понятий и алгоритмов и применять их для решения упражнений на сравнение числовых и буквенных выражений и упражнений на доказательство неравенств в простейших случаях.

Тип урока: усвоение знаний, выработка умений.

Наглядность и оборудование: опорный конспект № 1.

Ход урока

И. Организационный этап

Учитель рассказывает об особенностях изучения алгебры и организацию учебного процесса в 9 классе, подчеркивая необходимость подготовки к государственной итоговой аттестации; анализирует строение учебника.

 

II. Проверка домашнего задания

Учитель проверяет летнее домашнее задание (если такое было задано).

 

III. Формулировка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Для осознания учащимися необходимости изучения основного вопроса урока (определение, выражающее зависимость между соотношениями >, , = и знаком разности левой и правой частей неравенства), предлагаем такое задание.

Задача

Определите, какой из записей лишний. Ответ обоснуйте.

1) 25 > 17; 0,32 0,4; 0,5 = 1,4 - 0,9;

2) 25 > 17; 0,32 0,4; 0,5 1,4 - 0,9.

После обсуждения с учащимися результатов выполнения предложенного задания формулируется следующий вывод: в 7 классе был изучен вопрос о виды, свойства и способы преобразования выражений, не содержит деления на переменную (целые выражения); в 9 классе пришло время изучить способы сравнения выражений. Этот вывод и является по сути основной дидактической целью всего раздела.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Устные упражнения

1. Сравните числа:

1) 6,09 и 6,9;

2) 13 и 13;

3) -11,4 и -10,4.

2. Сравните выражения:

1) (-3)14 и (-3)13;

2) (-2,4)15 и (-3,1)18;

3) -2,416 и (-2,4)16.

3. Найдите разницу чисел и и сравните ее с нулем.

4. Какое из чисел лежит правее на числовой оси:

1) -24 или 12;

2) -3 или -8;

3) -0,5 или -0,8;

4) ли ?

5. Представьте в виде квадрата двучлена выражение:
1) у2 + 2у + 1;

6. 2) а2 - 10а + 25;

3) m2 + 6m + 9;

4) а - 2+ b 0, b0).

 

V. Формирование знаний

План изучения нового материала

1. Определение, выражающее зависимость между соотношениями >, , = и знаком разности левой и правой частей неравенства.

2. Виды числовых неравенств.

3. Алгоритм доказательства числовых неравенств.

4. Пример доведения числовой неровности.

 

Опорный конспект № 1

 

Определение. Число а больше числа b, если а - b > 0; число а меньше числа b, если а - b 0.

3 этого определения следует условие равенства двух чисел: число а равно числу b, если а - b = 0.

Виды числовых неравенств

Числовые неравенства разделяют на такие виды:

1) по знаку - строгие (а > b, а b) и нестрогі (а b, ab);

2) по содержанию - правильные (3 > 2) и неправильные (3 > 4).

Алгоритм доказательства числовых неравенств

Чтобы доказать, что неравенство f(x) g(x) (f(x) > g(x)) верна при любых значениях переменных, надо:

1) найти разность левой и правой частей неравенства: f(x) - g(x);

2) преобразовать (упростить, выделить полный квадрат и т.д.) разницу так, чтобы можно было определить ее знак( 0, > 0; = 0 );

3) воспользовавшись выражением, сделать вывод.

Пример. Докажем неравенство а(а - 4) (а - 2)2.

Доведение. Найдем разность левой и правой частей неравенства и преобразуем ее:

а(а - 4) - (а - 2)2 = а2 - 4а - (а2 - 4а + 4) = а2 - 4а - а2 + 4а - 4 = -4.

Поскольку разность левой и правой частей неравенства равна -4 0, то по определению левая часть меньше правой, то есть а(а - 4) (а - 2) при любых а.

 

Методический комментарий

Изучение материала урока начинается с формулирования общего определения понятий «больше», «меньше» или «равно», которое является обобщением правил сравнения различных видов действительных чисел, которые были изучены в течение предыдущих лет обучения в школе. При изучении этого вопроса следует отметить, что сформулированное определение является универсальным, т.е. может быть использовано не только для сравнения любого вида чисел, но и для сравнения выражений (перед формулировкой определения на этапе актуализации опорных знаний и умений целесообразно выполнить с учащимися устные упражнения, см. выше).

После формулировки определения учитель должен провести работу по систематизации знаний учащихся о видах неровностей: они разделяются по знаку и по содержанию (см. опорный конспект № 1). При этом можно провести параллели с видами числовых равенств (кстати, такие параллели желательно проводить и во время изучения свойств числовых неравенств), то есть учащиеся должны осознать, что неровности, так же, как и равенства,- это записи определенного вида, но по содержанию они делятся на правильные и неправильные.

Из рассмотрения видов неровностей вполне логично вытекает вопрос о доказанности того факта, что данное неравенство является правильной (или определения правильности или неправильности данного неравенства). Таким образом формулируется представление учащихся о содержании понятия «доказать неравенство», а также о последовательности действий для доказательства неравенства (алгоритм доказывания неровности), которая далее иллюстрируется соответствующим примером на доведение числовой неровности.

 

VI. Формирование умений

Устные упражнения

1. Сравните с нулем разность правой и левой частей неравенства:

1) х в; 2) а ≥ b; 3) 3 > х; 4) m ≤ 2.

2. Известно, что m > n. Может m - n равна:

1) -3; 2) 0; 3) 0,3; 4) а2?

3. Сравните числа m и n, n и р, m и р, которые изображены точками на координатной прямой (см. рисунок).

 

Письменные упражнения

Для реализации дидактической цели урока следует решить упражнения такого содержания:

1) сравнить числа по данному значению их разности;

2) изобразить числа на координатной прямой, учитывая данные о их сравнения;

3) сравнить действительные числа по определению;

4) сравнить выражения при различных значениях переменных;

5) доказать неравенства (простейшие случаи).

 

Методический комментарий

Для лучшего усвоения учащимися содержания материала урока рекомендуется при выполнении соответствующих упражнений неоднократно повторять обозначения (включая также и условие равенства чисел). Важно отработать умение выполнять сравнение чисел через геометрические представления в прямом и обратном порядке (одно число больше второго, если оно лежит на координатной прямой правее, и наоборот, если число лежит правее на координатной прямой, то оно больше). При отработке умений применять алгоритм доказательства числовых неравенств следует требовать от учащихся четких и последовательных записей в тетрадях и подробных комментариев при устных объяснениях. Поскольку данный урок является первым в данной теме, то на нем решаются упражнения на доказательство неравенств, которые подразумевают получение определенного числового значения разности левой и правой частей неравенства (более сложные случаи, предусматривающие выделение полного квадрата, или другие способы определения знака разности левой и правой частей неравенства, будут рассмотрены на следующем уроке).

 

VII. Итоги урока

Контрольные вопросы

1. Заполните пропуски:

1) m > n, если m ... n ... 0;

2) х у, если х ... в ... 0;

3) х ... у, если х - у = 0.

2. Что означает запись: 1) a > b; 2) c d?

 

VIII. Домашнее задание

1. Изучить определения понятий, рассмотренных на уроке.

2. Решить упражнения на сравнение чисел по данному значению их различия; сравнение действительных чисел по определению; доказательства неравенств (простейшие случаи).

3. Повторить: формулы сокращенного умножения (в частности квадрат двучлена), свойства степени с четным и нечетным натуральным показателем.