И семестр
Урок 1. КАК ВОЗНИКЛА МУЗЫКА
Цель: ознакомить детей с тем, как возникла музыка. Развивать эстетические вкусы детей, прививать им любовь к слушанию музыки, умения анализировать прослушанные произведения.
Вступление
Что такое музыка? Как она возникла? Для чего она существует? Над этим вопросом люди задумывались с давних времен.
Как возникла музыка
Углубимся в далекое прошлое и подумаем, как возник этот вид искусства. Возможно музыка родилась от пения птиц или журчание ручья, а может, от ритмичной работы человека, магических обрядов, или от слова, мелодичной речи человека?
Это было очень давно, и мы можем только предположить, как жила тогда первобытный человек. Интересно, что натолкнуло его на изобретение музыкальных инструментов?
Первым в мире музыкальным инструментом была сама человек. У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопала в ладоши, то размеренно притупувала.
Ритм - упорядоченное чередование музыкальных звуков.
Слушания. Пер Нергард, «Образ шума»
Позже люди начали выстукивать ритм палками, камнями. Звук был звонкий и громкий. Именно так, вероятно, возникли первые музыкальные инструменты. Они были очень разные. Прослушайте очень интересное произведение, которое называется «Образ шума».
Анализ произведения
Расскажите о своих впечатлениях от музыки.
Какие ударные инструменты звучат?
Творческое задание.
Подумайте, какую музыку можно представить, рассматривая иллюстрации Владимира Драчинського «Хор».
Демонстрация песни «Музыка», Г. Струве, И. Исаковой
Разучивание песни «Музыка», Г. Струве, И. Исаковой
1. Хочу я увидеть музыку,
Хочу я услышать музыку,
Что такое отая музыка,
Расскажите, умоляю я.
2. Пение птичий - это музыка,
И капельки - это музыка.
Есть своя веселая музыка
В зеленой ветки.
3. Видишь, письмо в воздухе кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
4. Имеет ветер, имеет солнышко,
Имеют облачка, имеют дождики,
Даже зернышки маленькие
Имеют свою музыку.
Хочу я увидит музыку,
Хочу я услышать музыку...
Итоги урока
Вопрос возникновения музыки волновало человечество во все времена. Сегодня мы с вами сделали определенные предположения по этому вопросу. На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы.
Домашнее задание
На досуге прислушайтесь к музыке природы - шуршания листьев, шума дождя, пения птиц. Представьте, какие музыкальные инструменты лучше передадут эту музыку.