И СЕМЕСТР
ВСТУПЛЕНИЕ
Урок 1. География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Что изучает география в школе
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о предмете и объекте изучения географии; начать формирование у учащихся первоначальных учебных умений работать с учебными пособиями по курсу; способствовать развитию у учащихся интереса к географической науке, воспитывать у учащихся потребность в расширении знаний.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, атлас, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Беседа
Какие науки вы изучаете в школе? О чем именно они?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Мы с вами начинаем изучать одну из древнейших наук о Земле - географии. На уроках географии вам придется стать первооткрывателями неизвестных земель, и исследователями, и опуститься, по примеру героев Жюля Верна, до недр Земли, и погрузиться в Мировой океан, вы научитесь читать географические карты. На уроках географии мы будем изучать природные процессы и их причины.
IV. Изучение нового материала
Первым употребил термин «география» древнегреческий ученый Эратосфен («гео» - земля, «графо» - описание) в III в. до н. э. Название отвечала тогдашним условиям, она описывала природу нашей планеты, ее горы, равнины, океаны, реки...
Первыми географами были мореплаватели, путешественники, воины, люди, которые занимались торговлей.
Возникла география том, что государственным деятелям нужно было знать свою страну, своих соседей, для того чтобы знать, чем торговать, как вести караваны. Возникла потому, что моряки водили корабли по океанам, а земледельцы каждый год засевали поля и с тревогой следили за погодой.
В древности человеческие цивилизации отделялись друг от друга тысячами километров и были здесь и леса, и пустыни, не было только дорог. Так и сидели на тех землях, где родились. Редко когда кто-то не выдерживал и уходил в поисках неизвестного. Каждая такая поездка была событием. Имя отважного обрастало легендами, о нем рассказывали старшие детям.
Из года в год больше людей становилось на обжитых территориях. Дальше приходилось идти охотникам в поисках пищи. Иногда и целые племена переходили на другие земли. Почему же люди бросали обжитые места? Причины разные: одни шли от голода, другие - от соседей. А бывало, и сама Земля прогоняла людей и животных (оледенения).
Вот почему среди тех, кого мы сегодня называем географами, так часто встречаются люди необычных профессий; они были географами не по диплому, не по образованию, а по роду деятельности.
Ни одной науке не обходились так дорого знания. В географию шли отважные люди, которые не могли сидеть на месте, любили рисовать, те, кто не знал другого счастья, чем открывать.
Раньше география была описательной наукой. Каждый человек, возвращаясь в свои места, рассказывала о том, что видела. Мореплаватели Полинезии, не зная письменности, делали карты из раковин, наклеенных на соломенной сетке.
Пройдя долгий путь, география изменилась. Теперь основная задача географии - изучение природы, населения, хозяйства. Академик И. П. Герасимов писал: «Объектом изучения современной географии является давно открытые земли и страны, освоенные человеком, с глубоко измененной природой, большой плотностью населения, с развитым хозяйством. Главной задачей современной географии во всем мире, оказывается, есть не помощь в деле освоения новых земель и природных богатств, а всестороннее обслуживание великой работы человечества по использованию уже открытых богатств, преобразования природы и хозяйства уже освоенных районов и стран».
Географию разделяют на физическую, экономическую и социальную. Науки тесно связаны между собой. Физическая изучает природу у поверхности земного шара, экономическая - закономерности производства, хозяйственную деятельность людей.
Изучая природу, ученые указывают, как лучше использовать природные богатства на благо народа. Человек использует богатства рек, озер, морей, лесов, добывает полезные ископаемые. Но с дальнейшим развитием цивилизации человек начал осуществлять на природу такие опустошительные набеги, что последняя начала отступать, нередко оставляя людям пустыри, заболоченные вырубки, бесплодные овраги.
Вопрос. Как вы считаете, какая задача перед географами поставило усиление человеческого влияния на природу?
Географы могут прогнозировать последствия человеческой деятельности, для этого они составляют географические прогнозы.
География, как и любая наука, имеет свои методы исследования.
Работа с учебником
Изучая географию, получать разнообразную географическую информацию можно с помощью не только учебника, но и из других источников.
Работа с учебником
Сейчас трудно представить отрасль человеческой деятельности, где бы не применялись знания по географии.
Вопрос. Какие географические знания могут пригодиться вам в жизни?
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
Беседа
• Кто ввел термин «география»? Сделать расшифровку этого термина.
• Какие проблемы решают современные географы?
• Какие географические науки вы можете назвать?
• Какие источники знаний помогут вам при изучении географии?
• Какое значение имеют географические знания?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий параграф в учебнике.