ВСТУПЛЕНИЕ
Сквозная идея предлагаемого пособия - представить главные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь государственных образовательных стандартов и программ преподавания философии в бакалавриате, авторы стремятся максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и ключевые темы философствования, на основе которых выстраиваются образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь начала XXI века.
Не заменяя сосредоточенной самостоятельной учебной работы, не игнорируя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и уплотненном изложения поможет студентам не только подготовиться к занятиям, но и избежать передсесійних стрессов.
Мы принципиально избегали надоедливо-поучительного навязывание студентам философских сюжетов, распространенного в аналогичной литературе безапелляционного рекламирования архіважливості философии в жизни человека, ее выдающейся роли по формированию филигранного мышления и наиболее совершенной жизненной позиции в мире, уважения к добра, красоты и т.п. Мы учли, что бывший школьник приходит на студенческую скамью с определенной системой знаний и убеждений, которые для него, поверьте, очень ценными. Попытки перестроить или сломать эту систему образовательно-философскими усилиями преподавателя - напрасный труд. Целесообразнее просто проинформировать студента о возможных вариантах мировоззренческих ориентиров, на которых может быть построена новая, более совершенная и менее ограниченная система духовного мира с более эффективными возможностями по достижению успеха в реальной жизни. Не помешает также доходчиво доказать студенту, что приобретенные и пока вроде бесполезны знания об устранении нашими предшественниками мучительных духовных неурядиц могут оказаться очень уместными для сегодняшнего студента в будущем. Ведь никто из людей не страхований от болезненных душевных потрясений и жизненной безысходности.
Предлагаемое пособие ориентировано на как можно более полное освещение вариантов мировоззренческих проблем и разновидностей их решения, собранных в соответствующих разделах философии. Этим он также отличается от аналогичных учебников по философии, где обычно рассмотрено два - четыре раздела философского знания, произвольно отобранных авторами. Такая куцая «философия», разумеется, имеет право на жизнь, но не имеет права считаться учебником для студентов бакалавриата. «Бакалавр» - человек, увенчанная лавровой ветвью, что символизирует классическую, то есть полную образованность в области присущих профессиональные бакалавра дисциплин. Базовість бакалаврской образованности предполагает широкую эрудицию, которая даст возможность сознательно выбрать более узкую отрасль той или иной науки для углубленной проработки в магистратуре и аспирантуре.
Заявленных принципов руководства придерживались преподаватели кафедры философии Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова течение двух десятков лет. На кафедре еще в 1989 году была создана типовая программа учебного курса по философии. После четырехлетней апробации она была утверждена Коллегией Министерства образования Украины на заседании от 25 марта 1993 года и рекомендована всем высшим учебным заведениям. После присоединения Украинской образовательной отрасли к Лиссабонской конвенции программа была модифицирована и приспособлена к учебных планов подготовки бакалавров, магистров (специалистов) и аспирантов. Согласно ее бакалаврской версии создано это пособие.
Авторы хорошо понимают, что в рамках краткого изложения учебного курса невозможно осветить все богатство и многообразие философских проблем, направлений и учений. Цель авторов пособия - помочь будущим бакалаврам составить первое представление о предмете философии и ее назначении, о пути решения «вечных» человеческих смысложизненных проблем, систематизированные в классических разделах дисциплины. Есть и прагматическая сторона цели авторов книги - поспособствовать более эффективному накоплению студентами желаемого количества баллов для зачисления курса с наивысшей оценкой.