Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Запятая и точка с запятой в простом и сложном предложениях

Кома относится:

1) для выделения обращений и связанных с ними слов (Что, братец, посеешь, то и пожнешь (Л. Глибов));

2) после криков, если они произносятся с окличною интонацией меньшей силы, чем следующие слова (Эх, не жизнь было - рай! (В. Близнец));

3) после утвердительных слов так, да, ладно, конечно, конечно, возражения нет, вопрос что, усиливания что же, когда дальше раскрыто их содержание (в Порядке, сделаем именно так!);

4) для выделение вводных слов и словосочетаний (Уже началось, наверное, будущее (Гр. Тютюнник));

5) для выделения сравнительных оборотов, вводимых с помощью слов как, словно, будто, словно, будто, как, чем (Кругом поле, как море широкое, синеет (Т. Шевченко));

6) для выделения обособленных прокладок (Пришел из дальних хуторов парень, по имени Устим (Гр. Тютюнник));

7) для выделение обособленных определений, выраженных дієприкметниковими оборотами (Монастырь походил на грозного рыцаря, одетого в сказочный, заколдованный панцирь (Я. Качура));

8) для выделения обособленных уточняющих членов предложения - обстоятельств времени, места и т.д. (Там, над Росью, стоит одна высокая скала (И. Нечуй-Левицкий));

9) для выделения обособленных обстоятельств, выраженных одиночными дієприслівниками и дієприслівниковими оборотами (Девушка, встрепенувшись, подняла голову (О. Гончар));

10) для обособление обстоятельств с предлогами несмотря на, начиная с, заканчивая (Все, начиная с командира, тщательно готовились к бою);

11) для выделения обособленного приложения со словами вместо, кроме, кроме, в частности, в отличие от (В поход пошли все, кроме Сергея);

12) между однородными членами предложения (Я весь время дрожал от напряжения, от усталости, от испуга (В. Нестайко));

13) между простыми предложениями в складносурядному (Тяжелые облака напали на небо, и не было просвета (В. Шевчук));

14) между частями складнопідрядного предложения (Что посеешь, то и пожнешь (Нар. тв.));

15) между однородными простыми предложениями в составе бессоюзного предложения (Восходит солнце, просыпается лес).

Точка с запятой ставится:

1) между распространенными однородными членами предложения, если в середине хотя бы одного из них есть запятые или если они далеки по смыслу (Каленое, красное солнце низко спустилось; багряным светом играло на деревьях (Леся Украинка));

2) между частями сложносочиненного предложения, связанными союзами а, но, однако, однако, все же, если эти предложения распространенные и имеют разделительные знаки (Ся разговор оставила во мне какой-то горький вкус; но мириться, принимать назад свои слова у меня не было желание (Леся Украинка));

3) между придаточными частями складнопідрядного предложения, не соединенными между собой союзом сурядності (Люблю кмітить, как на фигурах ложится жень каждого жнеца под серпами, как будто стерня застилается желтыми платками; как под косами ложатся отяжелевшие ед зерна колосья, как покосы укрывают строчками желтую стерню (И. Нечуй-Левицкий));

4) между самостоятельными по смыслу частями бессоюзного предложения (На пороге стоит бабушка; вокруг тишина; везде ясно; с поля ветерок веет; из рощ холодок дышит...(Марко Вовчок)).