Физиологические
основы языка. Восприятие и память.
Виды памяти. Эмоции. Эмоциональные реакции и состояния
Взаимосвязь
организма с внешним
средой
происходит благодаря сигнальной
системе -
совокупности процессов в нервной системе, которые осуществляют
восприятие, анализ информации и реакцию - ответ
организма. Первая
сигнальная система - это
система, которая через рецепторы воспринимает непосредственные, конкретные
раздражители (сигналы) внешнего мира - предметы или
явления.
ВНД
человека сформировалась в процессе труда и социальных отношений,
и поэтому она проявляется на основе как первой, так и второй
сигнальных систем.
У человека первая сигнальная система обеспечивает материальную основу
для ощущений, представлений, впечатлений, восприятия
природной и общественной среды, что является основой для конкретного
мышления. Вторая сигнальная система есть только у человека, она
возникла в процессе коллективной трудовой деятельности и связана
с функцией языка.
С помощью слова передаются сигналы о конкретные раздражители,
и слово в этом случае выступает как принципиально новый
раздражитель - сигнал сигналов. Для человеческой речи характерен
очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только
понятия о предметах, их свойствах и признаках, о явлениях
природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Словесное
мышление дает ей возможность абстрагироваться от конкретных обстоятельств
действительности. Речь человека становится средством абстрактного
мышления и определяет
поведение людей. Устная и письменная речь, а также память
(комплекс
процессов, происходящих в ЦНС и обеспечивают
накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта)
помогают человеку ознакомиться с опытом других индивидуумов,
социально-историческим опытом человечества, что обеспечивает преемственность
поколений и непрерывность развития науки, техники и культуры.
Различают
оперативную
(сенсорную), кратковременную
и долговременную
(вторичную) память. По качественным характеристикам память
разделяют на логически-смысловую
и чувственно-образную.
Как и все функции организма, память можно развивать,
тренировать и укреплять. Развитие памяти осуществляется
путем постоянной тренировки.
Речь
вызвала совершенствования такой сложной формы психики, как
эмоции -
особые реакции организма человека на внешние и внутренние
раздражители; одна из форм отражения объективной действительности,
в которой преобладает субъективный характер психических процессов.
Благодаря им психика человека отличается сложностью и разнообразием.
Все эмоции (эмоциональные
реакции)
разделяют на позитивные (радость, удовольствие, восторг),
и отрицательные (гнев, ужас, отвращение и т.д.). Эти реакции не
контролируются сознанием, поэтому их трудно сдержать, хотя
и необходимо это делать в определенных ситуациях. Эмоциональные
состояния - переживания
более-менее длительные. К ним относят возбуждение, угнетение, страх,
тревогу. Состояние является переменным психическим явлением. Необходимо предотвращать
развитию негативных эмоций. Это достигается воспитанием сдержанности
и свободы
(сознательным
управлением эмоциями и действиями).