Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Физиологические основы языка. Восприятие и память. Виды памяти. Эмоции. Эмоциональные реакции и состояния

Взаимосвязь организма с внешним средой происходит благодаря сигнальной системе - совокупности процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и реакцию - ответ организма. Первая сигнальная система - это система, которая через рецепторы воспринимает непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира - предметы или явления.

ВНД человека сформировалась в процессе труда и социальных отношений, и поэтому она проявляется на основе как первой, так и второй сигнальных систем. У человека первая сигнальная система обеспечивает материальную основу для ощущений, представлений, впечатлений, восприятия природной и общественной среды, что является основой для конкретного мышления. Вторая сигнальная система есть только у человека, она возникла в процессе коллективной трудовой деятельности и связана с функцией языка. С помощью слова передаются сигналы о конкретные раздражители, и слово в этом случае выступает как принципиально новый раздражитель - сигнал сигналов. Для человеческой речи характерен очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах, их свойствах и признаках, о явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Словесное мышление дает ей возможность абстрагироваться от конкретных обстоятельств действительности. Речь человека становится средством абстрактного мышления и определяет поведение людей. Устная и письменная речь, а также память (комплекс процессов, происходящих в ЦНС и обеспечивают накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта) помогают человеку ознакомиться с опытом других индивидуумов, социально-историческим опытом человечества, что обеспечивает преемственность поколений и непрерывность развития науки, техники и культуры.

Различают оперативную (сенсорную), кратковременную и долговременную (вторичную) память. По качественным характеристикам память разделяют на логически-смысловую и чувственно-образную. Как и все функции организма, память можно развивать, тренировать и укреплять. Развитие памяти осуществляется путем постоянной тренировки.

Речь вызвала совершенствования такой сложной формы психики, как эмоции - особые реакции организма человека на внешние и внутренние раздражители; одна из форм отражения объективной действительности, в которой преобладает субъективный характер психических процессов. Благодаря им психика человека отличается сложностью и разнообразием. Все эмоции (эмоциональные реакции) разделяют на позитивные (радость, удовольствие, восторг), и отрицательные (гнев, ужас, отвращение и т.д.). Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдержать, хотя и необходимо это делать в определенных ситуациях. Эмоциональные состояния - переживания более-менее длительные. К ним относят возбуждение, угнетение, страх, тревогу. Состояние является переменным психическим явлением. Необходимо предотвращать развитию негативных эмоций. Это достигается воспитанием сдержанности и свободы (сознательным управлением эмоциями и действиями).