Тема 8. Культура Украины во второй половине ХІХ ст.
22. Образование. Наука
Исторические
условия развития
Развитие капитализма в Украине вызвал
растущую потребность в подъеме образования и подготовке квалифицированных кадров
инженеров, механиков, конструкторов и др. Способствовал формированию украинской нации,
пробуждению национального сознания и более внимательному отношению украинского
населения до своих исторических корней и традиций. Дал свободу экономическом
предпринимательству (несмотря на сохранение феодальных пережитков), которое требовало
демократизации в политической сфере, поэтому начали расти
национально-демократическое и революционно-демократическое направления в развитии
культуры.
Увидев в национальном сознании и движении,
что пробуждались, потенциальную угрозу своим имперским интересам, Россия и
Австро-Венгрия всячески препятствовали развитию украинского языка и культуры,
проводя политику русификации и онемечивания (а также не мешая
активной полонизации, что происходило в Галичине).
Развитие
образования
Начальное образование.
За реформой 1864 г. все начальные школы (церковно-приходские,
светские) преобразованы в начальные народные училища, которые стали загальностановими,
и обучение в них велось по единым планам и программам (чтение, арифметика и
Закон Божий). Качество подготовки была очень низкой, особенно в селах.
Часть училищ была преобразована в
«образцовые»: с 5-летним обучением; кроме перечисленных выше предметов, преподавались
еще и география, история, рукоделие, рисование и т. п. Часть училищ
открывалась земствами и называлась «земские школами», в которых преподавали прогрессивно
настроенные учителя-разночинцы. Уездные училища были преобразованы в 6-летние
городские училища, которые готовили выпускников для работы в промышленности, на
транспорте, в канцелярии. В них дополнительно преподавались геометрия, чертежи,
физика, ботаника и др. Воскресные школы (1859-1862) - открывались
общинами и были единственными, где обучение велось не только на русском, но и
на украинском языке по расширенным программам преподавания гуманитарных и
естественных дисциплин. В 1862 г. были закрыты царизмом как рассадники
украинского национализма.
Среднее образование
давалась в 7-летних гимназиях, которые делились на классические (с углубленным
изучением гуманитарных дисциплин; выпускники без экзаменов принимались к
университетов) и реальные, где изучали точные и естественные науки, готовили
учащихся в высших технических заведений.
Высшее образование
давалось в университетах Харькова, Киева, Одессы (Новороссийский университет). В
Западной Украине - в университетах Львова и Черновцов. Высшее образование
давалась в Харькове - в технологическом и ветеринарном институтах; в Киеве - в политехническом;
Нежине - в историко-филологическом; Глухове - в учительском;
Львове - в политехническом и др.
В Западной Украине в этот период правительство идет на
определенные уступки украинскому движения - появляются первые украинские
гимназии, а в 1894 г. при Львовском университете была открыта кафедра
украинской истории, заведующим которой стал М. С. Грушевский.
Развитие
науки
Был вызван развитием
капитализма. Научными центрами стали университеты и
научные общества Харькова, Киева, Одессы и других городов, проводили
исследования и выдавали труда из разных отраслей науки. Наиболее известными учеными
были:
·
М. Бекетов - профессор
Харьковского университета, который создал при физико-математическом факультете
физико-химическое отделение и лабораторию физической химии. Один из основателей
новой науки - физической химии.
·
И. Мечников - преподаватель
Новороссийского университета в Одессе. Основал вместе с микробиологом
М. Гамалеей первую в стране и вторую в мире бактериологическую станцию.
Создатель учения об иммунитете.
·
О. Ляпунов - профессор
Харьковского университета. Работал в области механики, математического анализа,
теории дифференциальных уравнений, теории вероятности и т. п.
·
О. Ефименко - историк,
этнограф, первая женщина - доктор исторических наук, автор трудов «История
украинского народа», «Очерки истории Правобережной Украины» и др.