Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

19. Общественно-политическое движение в 70-90-х годах ХІХ ст.

В Эмском указе Александра II (1876 г.) запрещалось ввоз в Украину любых книг и брошюр на «малороссийском наречии», украинских пьес и песен, которые нужно было переводить на русский язык. Запрещалось использование украинского языка в начальных школах, судах и государственных учреждениях. Из школьных библиотек изымались книги, написанные на украинском языке, учителей-украинофилов заменяли на россиян. Переименовывались географические названия: Малороссийская губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую, а Слободско-Украинская стала называться Харьковской.

Рост национального гнета вело к активизации украинского национально-освободительного движения.

Активизация украинского национального движения

В Западной Украине действовало три направления украинского национально-освободительного движения.

Революционные демократы, что отстаивали интересы крестьянства, имели немногочисленные революционные кружки в Львове, Станиславе, Перемышле, Дрогобыче, Тернополе и Дублянах. Наиболее значительной была группа И. Франка и Г. Павлика во Львове, которая работала в журнале «Друг», затем в журнале «Общественный друг», а впоследствии в газете «Труд», на страницах которых и вне их критиковала феодальный и национальный гнет в Австро-Венгрии, призвала к объединению всех трудящихся Западной Украины в борьбе за свои экономические и политические права, распространяла произведения Герцена и Чернышевского, Маркса и Энгельса, сотрудничала с марксистской группой «Освобождение труда». Однако с начала XX ст. И. Франко стал одним из самых известных критиков марксизма. Так, в статье «Что такое прогресс?», опубликованной в 1903 г., он показал, что в условиях партийной монополии социал-демократов на власть их государство неизбежно станет огромной народной тюрьмой.

Народники - либеральный украинское национальное движение, что совмещал средние слои населения: студентов, священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали не политическую борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для чего в 1868 г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняним создала в Львове культурно-просветительное общество «Просвита», которое занималось «изучением и просвещением народа» и развитием украинского театра. Одновременно деятельность организаций «Просвита» и таких подвижников, как А. Борковский, К. Сушкевич, А. Партицкий, Ю. Романчук и других, способствовала существенному росту национального самосознания и патриотизма. Под их влиянием находилась одна из самых популярных газет «Дело» (выходила с 1880 г.). В прямой связи с культосвітньою работой «Просвещения» стоит создание таких организаций, как Ревизионный союз кооперативов, Маслоспілка, «Сельский хозяин», существования сельскохозяйственных и торговых школ. В 1885 г. народники создали политическое общество «Народная Рада», которое ставило перед собой задачи продолжить деятельность Главной Русской Рады, добиваясь административного разделения Галиции на польскую и украинскую части.

Народническое движение в Украине

Эстафету освободительной борьбы революционных демократов России 60-х гг. подхватили в 70-х гг. XIX в. революционеры-народники. Идеологи народничества - П. Лавров, М. Бакунин, П. Ткачев. Народнические кружки, существовавшие и в Украине (в Киеве, Чернигове, Одессе), поддерживали между собой связи и были подчинены единому руководству в Петербурге (где в 1876 г. на базе кружков (среди которых был и кружок в Киеве - «Киевская коммуна») была создана организация «Земля и воля», которая в 1879 г. раскололась на «Народную волю» и «Черный передел»). Основа учения народников - различные виды утопического социализма (в частности построение социализма в России на основе крестьянских общин) и радикально-демократические взгляды. После провала планов поднять крестьянское восстание путем «хождения в народ» (1874-1875 гг.) в Украине заметным событием стала неудачная «Чигиринская заговор (1877 г. - организация народниками Я. Стефановичем, Л. Дейчем и И. Бохановським революционной крестьянской организации «Тайная дружина» на Киевщине, разгромленной правительством), члены «Народной воли» перешли к тактике террора, осуществив ряд покушений на царских чиновников, увенчавшаяся убийством 1 марта 1881 г. императора Александра II. После этого обе организации были разгромлены, руководители (среди которых было немало украинцев - А. Желябов, Ф. Лизогуб, М. Кибальчич, С. Степняк-Кравчинский) казнены или приговорены к каторге.

Украинское национальное вопросы народниками считалось в лучшем случае второстепенным по сравнению с социальным освобождением народов Российской империи.