19. Общественно-политическое движение в 70-90-х годах ХІХ ст.
В Эмском указе Александра II
(1876 г.) запрещалось ввоз в Украину любых книг и брошюр на
«малороссийском наречии», украинских пьес и песен, которые нужно было
переводить на русский язык. Запрещалось использование украинского языка в
начальных школах, судах и государственных учреждениях. Из школьных библиотек
изымались книги, написанные на украинском языке, учителей-украинофилов заменяли на
россиян. Переименовывались географические названия: Малороссийская губерния была
разделена на Черниговскую и Полтавскую, а Слободско-Украинская стала
называться Харьковской.
Рост национального гнета вело
к активизации украинского национально-освободительного движения.
Активизация
украинского национального движения
В Западной Украине действовало три направления
украинского национально-освободительного движения.
Революционные демократы,
что отстаивали интересы крестьянства, имели немногочисленные революционные кружки в Львове,
Станиславе, Перемышле, Дрогобыче, Тернополе и
Дублянах. Наиболее значительной была группа И. Франка и Г. Павлика
во Львове, которая работала в журнале «Друг», затем в журнале «Общественный друг», а
впоследствии в газете «Труд», на страницах которых и вне их критиковала феодальный и
национальный гнет в Австро-Венгрии, призвала к объединению всех трудящихся
Западной Украины в борьбе за свои экономические и политические права, распространяла
произведения Герцена и Чернышевского, Маркса и Энгельса, сотрудничала с
марксистской группой «Освобождение труда». Однако с начала XX ст. И. Франко стал
одним из самых известных критиков марксизма. Так, в статье «Что такое прогресс?»,
опубликованной в 1903 г., он показал, что в условиях партийной монополии
социал-демократов на власть их государство неизбежно станет огромной народной
тюрьмой.
Народники - либеральный
украинское национальное движение, что совмещал средние слои населения:
студентов, священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали
не политическую борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для чего в
1868 г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняним создала в
Львове культурно-просветительное общество «Просвита», которое занималось
«изучением и просвещением народа» и развитием украинского театра. Одновременно
деятельность организаций «Просвита» и таких подвижников, как А. Борковский,
К. Сушкевич, А. Партицкий, Ю. Романчук и других, способствовала
существенному росту национального самосознания и патриотизма. Под их
влиянием находилась одна из самых популярных газет «Дело» (выходила с
1880 г.). В прямой связи с культосвітньою работой «Просвещения» стоит
создание таких организаций, как Ревизионный союз кооперативов, Маслоспілка, «Сельский
хозяин», существования сельскохозяйственных и торговых школ. В 1885 г.
народники создали политическое общество «Народная Рада», которое ставило перед собой
задачи продолжить деятельность Главной Русской Рады, добиваясь
административного разделения Галиции на польскую и украинскую части.
Народническое
движение в Украине
Эстафету освободительной борьбы революционных
демократов России 60-х гг. подхватили в 70-х гг. XIX в. революционеры-народники.
Идеологи народничества - П. Лавров, М. Бакунин,
П. Ткачев. Народнические кружки, существовавшие и в Украине (в Киеве,
Чернигове, Одессе), поддерживали между собой связи и были подчинены единому
руководству в Петербурге (где в 1876 г. на базе кружков (среди которых был и
кружок в Киеве - «Киевская коммуна») была создана организация «Земля
и воля», которая в 1879 г. раскололась на «Народную волю» и «Черный передел»).
Основа учения народников - различные виды утопического социализма (в частности
построение социализма в России на основе крестьянских общин) и радикально-демократические
взгляды. После провала планов поднять крестьянское восстание путем «хождения в
народ» (1874-1875 гг.) в Украине заметным событием стала неудачная «Чигиринская
заговор (1877 г. - организация народниками Я. Стефановичем, Л. Дейчем
и И. Бохановським революционной крестьянской организации «Тайная дружина» на
Киевщине, разгромленной правительством), члены «Народной воли» перешли к тактике
террора, осуществив ряд покушений на царских чиновников, увенчавшаяся
убийством 1 марта 1881 г. императора Александра II. После этого
обе организации были разгромлены, руководители (среди которых было немало
украинцев - А. Желябов, Ф. Лизогуб, М. Кибальчич,
С. Степняк-Кравчинский) казнены или приговорены к каторге.
Украинское национальное вопросы народниками
считалось в лучшем случае второстепенным по сравнению с социальным освобождением
народов Российской империи.