18. Общественно-политическое движение в 50-60-х годах ХІХ ст. Возникновение общин
Национальное
угнетения украинцев в России и Австро-Венгрии
Австро-Венгрия и Россия, будучи унитарными
государствами, всячески пытались помешать формированию украинской нации и
развития украинской национальной культуры, стремясь ассимилировать украинское
населения.
В Австро-Венгрии это проявилось в нарушении
провозглашенной Австрийской Конституции 1867 г. равноправия всех
граждан в получении образования, в государственных учреждениях и судах, поскольку в западноукраинских
землях руководящие должности в администрации и суде занимали лишь лица австрийской,
венгерской и польской национальностей. Всячески ограничивались преподавания в школах
на украинском языке и открытие новых школ. В одном высшем учебном заведении
в западноукраинских землях не велось преподавание на украинском языке. До начала
XX в. в Львовском университете было всего две украинские кафедры: истории
Украины и украинской литературы.
В царской России в 1863 г. циркуляром
министра внутренних дел П. Валуева запрещалось печатание книг
на украинском языке (кроме художественной литературы).
Польское восстание 1863-1864
гг.
Польское национально-освободительное восстание
1863-1864 гг. охватило и украинские земли (в частности Правобережья, где действовали
польские повстанцы). Немало офицеров российской армии, и среди них много
украинцев, присоединились к повстанцам. Так, в рядах польских повстанцев
героически погиб брат известного украинского филолога
О. Потебни - Андрей Потебня. Однако в целом украинское население
не поддержало польских повстанцев, несмотря на их лозунг «За нашу и вашу
свободу!», и восстание было жестоко подавлено российским правительством.
На Правобережье в 50-60-х гг. XIX в. среди
полонізованої украинской шляхты возник культурно-просветительское движение «хлопоманов»
(В. Антонович, К. Михальчук, Т. Рыльский и др.). «Хлопоманы»
стремились к демократизации общества, отмены крепостного права, активного служения
украинскому народу. Впоследствии бывшие участники этого движения создали первую
полулегальную организацию - киевскую Громаду.
Вскоре подобные полулегальные кружки - «Общины» - возникли
в Харькове, Чернигове, Полтаве и других городах и объединили представителей широких
слоев населения. Кружки-общины не имели четкой организационной структуры, своих
программ и уставов, часто распадались и вновь возникали. Однако можно выделить
общие для всех общин характерные черты:
·
их деятельность имела в основном просветительский
характер (организация украинских кружков просвещения и воскресных школ,
изучение и пропаганда популярной и научной литературы, изучение истории
украинского народа, его языка, культуры, этнографии и т.д.);
·
общины не вели политической борьбы с царизмом,
считая, что украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь
необходимое образование народа, его консолидация в рамках Российской империи.
Большинство членов общин приветствовали и идеализировали отмены крепостного права в
России и Украине. Выдающимися членами общин были: социолог О. Русов, историк
В. Антонович, языковед П. Житецкий, этнограф П. Чубинский,
М. Лысенко, М. Старицкий.
В 1861-1862 гг. в Петербурге, куда
съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко и Кулиш, возник
близко связан с общинами общественно-политический и литературный журнал
«Основа». Он способствовал объединению вокруг редакции украинских историков,
литераторов, этнографов, языковедов.
После Эмского указа Александра II начался
распад общин: часть их членов, напуганная запретом деятельности украинских
организаций, вышла из общин, другая часть основала «молодые общины», что взяли
участие в 1874-1875 гг. в организованном народниками «хождении в народ».
Некоторые, как, например, Драгоманов, уехал за границу и там пытался найти выход
из кризиса и путь дальнейшего развития украинского национально-освободительного движения.
Михаил Драгоманов
родился в 1841 г. в городе Гадяч на Полтавщине в семье мелкого
дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время учебы в Киевском
университете поступил в Киевскую общину, где вскоре стал одним из ее лидеров.
С 1864 г. - преподаватель Киевского университета. Драгоманов ставил
себе целью превращение России в демократическую федерацию, в которой Украина имела
бы широкую автономию (право самостоятельно решать большинство проблем, стоящих
перед ней) и развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистическими
странами Западной Европы (капиталистические отношения без феодальных пережитков,
буржуазно-демократические институты и свободы: парламент, всеобщее избирательное право,
свобода слова, прессы, собраний и т. п.). Симпатизировал идеям социализма,
прежде всего в этическом плане (раскрытие сил и возможностей человека и общества,
отсутствие эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм как ошибочное
учение, что не отвечает потребностям украинского народа. Впоследствии идеи Драгоманова
заложили основу для формирования первой украинской социалистической партии в
Украине.