Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

18. Общественно-политическое движение в 50-60-х годах ХІХ ст. Возникновение общин

Национальное угнетения украинцев в России и Австро-Венгрии

Австро-Венгрия и Россия, будучи унитарными государствами, всячески пытались помешать формированию украинской нации и развития украинской национальной культуры, стремясь ассимилировать украинское населения.

В Австро-Венгрии это проявилось в нарушении провозглашенной Австрийской Конституции 1867 г. равноправия всех граждан в получении образования, в государственных учреждениях и судах, поскольку в западноукраинских землях руководящие должности в администрации и суде занимали лишь лица австрийской, венгерской и польской национальностей. Всячески ограничивались преподавания в школах на украинском языке и открытие новых школ. В одном высшем учебном заведении в западноукраинских землях не велось преподавание на украинском языке. До начала XX в. в Львовском университете было всего две украинские кафедры: истории Украины и украинской литературы.

В царской России в 1863 г. циркуляром министра внутренних дел П. Валуева запрещалось печатание книг на украинском языке (кроме художественной литературы).

Польское восстание 1863-1864 гг.

Польское национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. охватило и украинские земли (в частности Правобережья, где действовали польские повстанцы). Немало офицеров российской армии, и среди них много украинцев, присоединились к повстанцам. Так, в рядах польских повстанцев героически погиб брат известного украинского филолога О. Потебни - Андрей Потебня. Однако в целом украинское население не поддержало польских повстанцев, несмотря на их лозунг «За нашу и вашу свободу!», и восстание было жестоко подавлено российским правительством.

На Правобережье в 50-60-х гг. XIX в. среди полонізованої украинской шляхты возник культурно-просветительское движение «хлопоманов» (В. Антонович, К. Михальчук, Т. Рыльский и др.). «Хлопоманы» стремились к демократизации общества, отмены крепостного права, активного служения украинскому народу. Впоследствии бывшие участники этого движения создали первую полулегальную организацию - киевскую Громаду. Вскоре подобные полулегальные кружки - «Общины» - возникли в Харькове, Чернигове, Полтаве и других городах и объединили представителей широких слоев населения. Кружки-общины не имели четкой организационной структуры, своих программ и уставов, часто распадались и вновь возникали. Однако можно выделить общие для всех общин характерные черты:

· их деятельность имела в основном просветительский характер (организация украинских кружков просвещения и воскресных школ, изучение и пропаганда популярной и научной литературы, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этнографии и т.д.);

· общины не вели политической борьбы с царизмом, считая, что украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь необходимое образование народа, его консолидация в рамках Российской империи. Большинство членов общин приветствовали и идеализировали отмены крепостного права в России и Украине. Выдающимися членами общин были: социолог О. Русов, историк В. Антонович, языковед П. Житецкий, этнограф П. Чубинский, М. Лысенко, М. Старицкий.

В 1861-1862 гг. в Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко и Кулиш, возник близко связан с общинами общественно-политический и литературный журнал «Основа». Он способствовал объединению вокруг редакции украинских историков, литераторов, этнографов, языковедов.

После Эмского указа Александра II начался распад общин: часть их членов, напуганная запретом деятельности украинских организаций, вышла из общин, другая часть основала «молодые общины», что взяли участие в 1874-1875 гг. в организованном народниками «хождении в народ». Некоторые, как, например, Драгоманов, уехал за границу и там пытался найти выход из кризиса и путь дальнейшего развития украинского национально-освободительного движения.

Михаил Драгоманов родился в 1841 г. в городе Гадяч на Полтавщине в семье мелкого дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время учебы в Киевском университете поступил в Киевскую общину, где вскоре стал одним из ее лидеров. С 1864 г. - преподаватель Киевского университета. Драгоманов ставил себе целью превращение России в демократическую федерацию, в которой Украина имела бы широкую автономию (право самостоятельно решать большинство проблем, стоящих перед ней) и развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистическими странами Западной Европы (капиталистические отношения без феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и свободы: парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, прессы, собраний и т. п.). Симпатизировал идеям социализма, прежде всего в этическом плане (раскрытие сил и возможностей человека и общества, отсутствие эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм как ошибочное учение, что не отвечает потребностям украинского народа. Впоследствии идеи Драгоманова заложили основу для формирования первой украинской социалистической партии в Украине.