17. Экономическое развитие украинских земель. Формирование рыночных отношений
Особенности
развития капитализма в сельском хозяйстве
Падение крепостничества
дало толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.
Сельское хозяйство
шло прусским путем, при котором помещичье землевладение
осталось господствующим на селе. Происходило медленное перевода этих хозяйств
на капиталистические рельсы. Почти отсутствовала
экономическая конкуренция в селе, потому что малоземельные крестьянские хозяйства
не могли конкурировать с крупными помещичьими имениями.
В сельском хозяйстве действовали две
системы хозяйствования:
·
капиталистическая система,
при которой вместо принудительного труда крестьян применялся вольнонаемный труд по
договору с использованием сельхозтехники, удобрений и др.;
·
отработочная система,
почти полностью напоминала прежние феодальные повинности (например, барщину),
но отличалась от них тем, что крестьянин был лично свободным и работал со
своим инвентарем на поле помещика.
Таким образом, лишь с 80-х гг. XIX в. более
прогрессивная капиталистическая система стала преобладать над відробітковою.
Начался подъем сельского
хозяйства, что проявилось в постепенном росте урожайности, увеличении
площади посевных земель (за счет распашки степных районов), в изменении структуры
выращиваемых культур, в увеличении ассортимента используемых сельхозмашин,
применении удобрений.
Развитие капитализма привел к относительному
аграрного перенаселения в Украине, и за малоземелья началось переселение
крестьян в Крым, на Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток и другие районы. В
80-90-е годы XIX в. из Украины переселялись сотни тысяч людей ежегодно.
Сохранялись феодальные пережитки в
сельском хозяйстве, сдерживающие его развитие: помещичье
землевладение, отрезки и малоземелье крестьян, заставляли их идти на тяжелых
условиях в кабалу к помещику, неполная собственность временно обязанных крестьян на
землю (они могли передать ее в наследство, сдать в аренду, но не могли продать),
сословная неравноправность населения.
Определенным выходом из затруднительного экономического
положения для многих украинских крестьян было участие в сільськогосподарчій
кооперации (артелях, споживспілках т.д.), которые пытаются внедрить в этот
период передовые общественные деятели России
и Украины.
Особенности
развития капитализма в промышленности
Росли три стадии развития капиталистического
уклада промышленности:
·
мелкотоварного производства
(крестьянские промыслы, например, производство саней, телег, серпов, гончарное производство
и др.), при котором один производитель делал все от начала до конца;
·
капиталистической мануфактуры
(разделение труда при сохранении ручного труда, сохранялся почти во всех отраслях
промышленности к ее вытеснению фабрикой);
·
капиталистической фабрики
(машинного производства - преобладало в новых промышленных
районах - Донбассе, Криворожско-Донецком регионе и др.).
Наиболее перспективной формой была
капиталистическая фабрика, переход к которой от мануфактуры начался в 30-40-е годы
и завершился в 80-е годы XIX в. (промышленный переворот).
Активно развивалась такая отрасль промышленности,
как сахароварения: первая сахарный появилась в Украине в 1822 г., а
благодаря усовершенствованиям в технике обработки сырья в 1891 г.
153 крупные украинские сахарные заводы давали империи 207 млн. пудов сахара.
Сахарные заводы в основном концентрировались на Правобережье. Самыми известными
сахарными магнатами были графы Бобринские, династия заводчиков Терещенко т.п.
Кроме традиционных отраслей промышленности с
переработки сельхозпродукции в Украине начала формироваться крупнейшая угольно-металлургическая
база России, потому что в Донбассе находились крупнейшие в европейской части
России залежи угля. Рядом, в Приднепровье, добывались железные,
марганцевые и другие руды, достаточное количество трудовых ресурсов, построенные до
того времени железной дороги создавали удобства транспортных перевозок. Вложения
иностранного капитала и техническая помощь Запада при содействии царизма также
объясняют бурный рост металлургической промышленности Украины. Крупнейшими
шахтами по добыче угля были Лисичанска, Корсунская, Голиковский и др.
Центром добычи железной руды стал Кривой Рог, марганца - Никополь,
металлургические заводы были построены в Юзовке (Донецк), Александровске
(Запорожье), Екатеринославе и других городах.
Бурное развитие капитализма в
промышленности вел к концентрации производства, которая в Украине на конец XIX ст.
была выше, чем в ведущих западных странах (в
1890 г. - половина рабочих Украины концентрировались на
крупных предприятиях, имевших 500 и более рабочих. В те же годы в США -
лишь треть).
Приток
иностранного капитала: в 60-70-е
гг. XIX в. он направлялся в основном на строительство
железных дорог; с 80-х гг. иностранный капитал вторгается в тяжелую промышленность
(горнодобывающую, металлургическую, машиностроение и т. д.) Основной поток
иностранного капитала шел в основном из четырех стран - Англии,
Франции, Бельгии и Германии.
Несмотря на бурное экономическое
развитие, Украина вместе с Россией в техническом и экономическом плане отставала
от Запада, что объясняется более поздним вступлением на путь капитализма (в Англии
буржуазная революция произошла в середине XVII ст., в
Франции - в конце XVIII ст.), наличием остатков крепостничества,
сдерживали приток свободной рабочей силы и развитие капитализма, нехваткой
квалифицированных кадров - инженеров, механиков, конструкторов и т. д., большой
долей ручного труда.
Развитие
железнодорожного транспорта
Развитие железнодорожного транспорта был
вызван военно-стратегическими расчетами (одной из причин поражения в Крымской войне было отсутствие железных дорог,
что вели к границам, необходимых для подвоза боеприпасов, резервов и т. п.) и
развитием внешней и внутренней торговли, для чего необходимо было соединить
промышленные и сельскохозяйственные районы с черноморскими портами.
Строительство дорог сначала в основном
велось акционерными обществами, которым царизм гарантировал высокие
прибыли - до 5 % в год. Крупнейшими магистралями, построенными в
этот период, были: Киев-Одесса, Киев-Ковель-Брест, Киев-Курск, Курск-Харьков-Севастополь,
Донбасс-Кривой Рог и др. Всего с 1865 г. до 1900 г. протяженность
железных дорог выросла с 219 км до 8417 км. С 80-х гг. XIX в. начался выкуп государством многих частных железных дорог, и до начала XX в. 2/3 железных дорог
находились в собственности государства.
Развитие
торговли
Развитие капитализма, промышленное и
сельскохозяйственное подъема, строительство железных дорог привели к бурному
развития торговли:
·
оптовая торговля - 24 биржи
в Украине, из которых Харьковская биржа специализировалась на купле-продаже угля
и железа, Николаевская - хлеба и т. д.;
·
розничная торговля - быстрое
рост в каждом городе лавочных и магазинной торговли, что объяснялось
большими дивидендами и ростом потребностей людей в различных товарах; большие
торговые фирмы, которые специализировались на одном-двух товарах, получаемых от
предприятий в кредит для продажи; воскресные базары в городах и на железнодорожных
станциях, где продавались сельхозпродукция, ремесленные изделия, фабричный
ширпотреб и т. п.; ярмарки - сначала организовывались в городах и
селах, где была слабо развита стационарная торговля (магазины, лавки),
впоследствии превратились в крупнейшие центры оптовой и розничной торговли;
·
торговля с другими регионами России
- из Украины вывозились: каменный уголь, различные руды, металл, хлеб, сахар, табак и
т. п. В Украину ввозили: с Кавказа - нефть, керосин, мазут; с
Белоруссии - лес, смолу, деготь и др.; из Польши, Прибалтики и центра
России - машины, текстиль, обувь и т. п.;
·
внешняя торговля - осуществлялась
через черноморские порты (Одесса, Николаев, Феодосия и др.) и сухопутные таможни
на Волыни и Подолье. Украина экспортировала пшеницу, ячмень, овес, шерсть, мясо,
сахар, спирт, сукно и др. Этот экспортный поток направлялся в основном в
Англии, Италии, Персии, Германии и других стран. Украина импортировала машины,
олово, свинец, шелк, хлопок, чай, кофе, рис, пряности, вина.
Развитие
мост
Развитие промышленности, торговли и
транспорта вызвал рост городского населения (за вторую половину XIX в.
вдвое), наиболее быстрыми темпами росли 4 крупнейших города в Украине: Одесса
(403,8 тыс. в 1897 г.), Киев (247,7 тыс.), Харьков (173,9 тыс.) и
Екатеринослав (112,8 тыс.). Центрами внешней торговли оставались Одесса,
Мариуполь, Николаев, Феодосия. Росли оптово-торговые центры по купле-продаже
сахара и других сельскохозяйственных товаров - Полтава, Житомир, Белая
Церковь и др. Росли города - железнодорожные узлы: Ковель, Шепетовка, Лозовая, Жмеринка и др. Много больших
промышленных поселков еще не получили статус города - Юзовка
(Донецк), Кривой Рог, Никополь.
Изменения
в классовой структуре населения
Из-за отмены крепостного
права и развитие капитализма в Украине начались изменения в социально-классовой структуре населения.
Крестьянство - перестало
быть однородной массой, началось его расслоение. На конец XIX ст. 60 % крестьян
составляли бедняки, которые в среднем имели 4 десятины земли на двор. 25 %
составляли крестьяне-середняки (до 8 десятин), 15 % - зажиточные крестьяне
(15 десятин земли). Часть крестьянства из-за безземелья переселилась на
Северный Кавказ, в Сибирь, на Дальний Восток.
Пролетариат - его
количество резко возросло (с 93,5 тыс. в 1859 г. до 1 480 тыс.
в 1897 г.) за счет разорившихся крестьян и городской мелкой буржуазии.
Особенностями положения украинского пролетариата были тяжелые условия труда
(рабочий день длился по 12-14 часов в сутки, мизерная зарплата и т. д.),
огромная доля неквалифицированного труда, тяжелые жилищные условия, самая высокая в мире
концентрация пролетариата на крупных предприятиях, быстрый численный рост.
Дворянство - оставалось наиболее привилегированным сословием
(наряду с духовенством), но начало приходить в упадок; количество дворян и их
могущество постепенно шли на спад (разорение в новых капиталистических условиях,
невозможность конкуренции с капиталистическими предприятиями и т. п.).
Буржуазия - происходило
рост как количества, так и капиталов. Состав этого класса постоянно пополнялся
за счет потомственных буржуа (бывшие крестьяне основали мануфактуры и с
1861 г. стали лично свободными), дворян, обуржуазилися, предприимчивых
крестьян, купцов, иностранцев. Наиболее известными представителями буржуазии в Украине
были: в пищевой промышленности - Терещенко, Харитоненко, Рымаренко,
Симиренко и др.; в металлургии - брать Рудченки, Голуб, Булацель и др.;
владельцами шахт и рудников были - Шевченко, Кривко, брать Іщенки,
Ясюкевич и др. Но в основном крупная буржуазия состояла из неукраинцев.