Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

17. Экономическое развитие украинских земель. Формирование рыночных отношений

Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве

Падение крепостничества дало толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

Сельское хозяйство шло прусским путем, при котором помещичье землевладение осталось господствующим на селе. Происходило медленное перевода этих хозяйств на капиталистические рельсы. Почти отсутствовала экономическая конкуренция в селе, потому что малоземельные крестьянские хозяйства не могли конкурировать с крупными помещичьими имениями.

В сельском хозяйстве действовали две системы хозяйствования:

· капиталистическая система, при которой вместо принудительного труда крестьян применялся вольнонаемный труд по договору с использованием сельхозтехники, удобрений и др.;

· отработочная система, почти полностью напоминала прежние феодальные повинности (например, барщину), но отличалась от них тем, что крестьянин был лично свободным и работал со своим инвентарем на поле помещика.

Таким образом, лишь с 80-х гг. XIX в. более прогрессивная капиталистическая система стала преобладать над відробітковою.

Начался подъем сельского хозяйства, что проявилось в постепенном росте урожайности, увеличении площади посевных земель (за счет распашки степных районов), в изменении структуры выращиваемых культур, в увеличении ассортимента используемых сельхозмашин, применении удобрений.

Развитие капитализма привел к относительному аграрного перенаселения в Украине, и за малоземелья началось переселение крестьян в Крым, на Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток и другие районы. В 80-90-е годы XIX в. из Украины переселялись сотни тысяч людей ежегодно.

Сохранялись феодальные пережитки в сельском хозяйстве, сдерживающие его развитие: помещичье землевладение, отрезки и малоземелье крестьян, заставляли их идти на тяжелых условиях в кабалу к помещику, неполная собственность временно обязанных крестьян на землю (они могли передать ее в наследство, сдать в аренду, но не могли продать), сословная неравноправность населения.

Определенным выходом из затруднительного экономического положения для многих украинских крестьян было участие в сільськогосподарчій кооперации (артелях, споживспілках т.д.), которые пытаются внедрить в этот период передовые общественные деятели России и Украины.

Особенности развития капитализма в промышленности

Росли три стадии развития капиталистического уклада промышленности:

· мелкотоварного производства (крестьянские промыслы, например, производство саней, телег, серпов, гончарное производство и др.), при котором один производитель делал все от начала до конца;

· капиталистической мануфактуры (разделение труда при сохранении ручного труда, сохранялся почти во всех отраслях промышленности к ее вытеснению фабрикой);

· капиталистической фабрики (машинного производства - преобладало в новых промышленных районах - Донбассе, Криворожско-Донецком регионе и др.).

Наиболее перспективной формой была капиталистическая фабрика, переход к которой от мануфактуры начался в 30-40-е годы и завершился в 80-е годы XIX в. (промышленный переворот).

Активно развивалась такая отрасль промышленности, как сахароварения: первая сахарный появилась в Украине в 1822 г., а благодаря усовершенствованиям в технике обработки сырья в 1891 г. 153 крупные украинские сахарные заводы давали империи 207 млн. пудов сахара. Сахарные заводы в основном концентрировались на Правобережье. Самыми известными сахарными магнатами были графы Бобринские, династия заводчиков Терещенко т.п.

Кроме традиционных отраслей промышленности с переработки сельхозпродукции в Украине начала формироваться крупнейшая угольно-металлургическая база России, потому что в Донбассе находились крупнейшие в европейской части России залежи угля. Рядом, в Приднепровье, добывались железные, марганцевые и другие руды, достаточное количество трудовых ресурсов, построенные до того времени железной дороги создавали удобства транспортных перевозок. Вложения иностранного капитала и техническая помощь Запада при содействии царизма также объясняют бурный рост металлургической промышленности Украины. Крупнейшими шахтами по добыче угля были Лисичанска, Корсунская, Голиковский и др. Центром добычи железной руды стал Кривой Рог, марганца - Никополь, металлургические заводы были построены в Юзовке (Донецк), Александровске (Запорожье), Екатеринославе и других городах.

Бурное развитие капитализма в промышленности вел к концентрации производства, которая в Украине на конец XIX ст. была выше, чем в ведущих западных странах (в 1890 г. - половина рабочих Украины концентрировались на крупных предприятиях, имевших 500 и более рабочих. В те же годы в США - лишь треть).

Приток иностранного капитала: в 60-70-е гг. XIX в. он направлялся в основном на строительство железных дорог; с 80-х гг. иностранный капитал вторгается в тяжелую промышленность (горнодобывающую, металлургическую, машиностроение и т. д.) Основной поток иностранного капитала шел в основном из четырех стран - Англии, Франции, Бельгии и Германии.

Несмотря на бурное экономическое развитие, Украина вместе с Россией в техническом и экономическом плане отставала от Запада, что объясняется более поздним вступлением на путь капитализма (в Англии буржуазная революция произошла в середине XVII ст., в Франции - в конце XVIII ст.), наличием остатков крепостничества, сдерживали приток свободной рабочей силы и развитие капитализма, нехваткой квалифицированных кадров - инженеров, механиков, конструкторов и т. д., большой долей ручного труда.

Развитие железнодорожного транспорта

Развитие железнодорожного транспорта был вызван военно-стратегическими расчетами (одной из причин поражения в Крымской войне было отсутствие железных дорог, что вели к границам, необходимых для подвоза боеприпасов, резервов и т. п.) и развитием внешней и внутренней торговли, для чего необходимо было соединить промышленные и сельскохозяйственные районы с черноморскими портами.

Строительство дорог сначала в основном велось акционерными обществами, которым царизм гарантировал высокие прибыли - до 5 % в год. Крупнейшими магистралями, построенными в этот период, были: Киев-Одесса, Киев-Ковель-Брест, Киев-Курск, Курск-Харьков-Севастополь, Донбасс-Кривой Рог и др. Всего с 1865 г. до 1900 г. протяженность железных дорог выросла с 219 км до 8417 км. С 80-х гг. XIX в. начался выкуп государством многих частных железных дорог, и до начала XX в. 2/3 железных дорог находились в собственности государства.

Развитие торговли

Развитие капитализма, промышленное и сельскохозяйственное подъема, строительство железных дорог привели к бурному развития торговли:

· оптовая торговля - 24 биржи в Украине, из которых Харьковская биржа специализировалась на купле-продаже угля и железа, Николаевская - хлеба и т. д.;

· розничная торговля - быстрое рост в каждом городе лавочных и магазинной торговли, что объяснялось большими дивидендами и ростом потребностей людей в различных товарах; большие торговые фирмы, которые специализировались на одном-двух товарах, получаемых от предприятий в кредит для продажи; воскресные базары в городах и на железнодорожных станциях, где продавались сельхозпродукция, ремесленные изделия, фабричный ширпотреб и т. п.; ярмарки - сначала организовывались в городах и селах, где была слабо развита стационарная торговля (магазины, лавки), впоследствии превратились в крупнейшие центры оптовой и розничной торговли;

· торговля с другими регионами России - из Украины вывозились: каменный уголь, различные руды, металл, хлеб, сахар, табак и т. п. В Украину ввозили: с Кавказа - нефть, керосин, мазут; с Белоруссии - лес, смолу, деготь и др.; из Польши, Прибалтики и центра России - машины, текстиль, обувь и т. п.;

· внешняя торговля - осуществлялась через черноморские порты (Одесса, Николаев, Феодосия и др.) и сухопутные таможни на Волыни и Подолье. Украина экспортировала пшеницу, ячмень, овес, шерсть, мясо, сахар, спирт, сукно и др. Этот экспортный поток направлялся в основном в Англии, Италии, Персии, Германии и других стран. Украина импортировала машины, олово, свинец, шелк, хлопок, чай, кофе, рис, пряности, вина.

Развитие мост

Развитие промышленности, торговли и транспорта вызвал рост городского населения (за вторую половину XIX в. вдвое), наиболее быстрыми темпами росли 4 крупнейших города в Украине: Одесса (403,8 тыс. в 1897 г.), Киев (247,7 тыс.), Харьков (173,9 тыс.) и Екатеринослав (112,8 тыс.). Центрами внешней торговли оставались Одесса, Мариуполь, Николаев, Феодосия. Росли оптово-торговые центры по купле-продаже сахара и других сельскохозяйственных товаров - Полтава, Житомир, Белая Церковь и др. Росли города - железнодорожные узлы: Ковель, Шепетовка, Лозовая, Жмеринка и др. Много больших промышленных поселков еще не получили статус города - Юзовка (Донецк), Кривой Рог, Никополь.

Изменения в классовой структуре населения

Из-за отмены крепостного права и развитие капитализма в Украине начались изменения в социально-классовой структуре населения.

Крестьянство - перестало быть однородной массой, началось его расслоение. На конец XIX ст. 60 % крестьян составляли бедняки, которые в среднем имели 4 десятины земли на двор. 25 % составляли крестьяне-середняки (до 8 десятин), 15 % - зажиточные крестьяне (15 десятин земли). Часть крестьянства из-за безземелья переселилась на Северный Кавказ, в Сибирь, на Дальний Восток.

Пролетариат - его количество резко возросло (с 93,5 тыс. в 1859 г. до 1 480 тыс. в 1897 г.) за счет разорившихся крестьян и городской мелкой буржуазии. Особенностями положения украинского пролетариата были тяжелые условия труда (рабочий день длился по 12-14 часов в сутки, мизерная зарплата и т. д.), огромная доля неквалифицированного труда, тяжелые жилищные условия, самая высокая в мире концентрация пролетариата на крупных предприятиях, быстрый численный рост.

Дворянство - оставалось наиболее привилегированным сословием (наряду с духовенством), но начало приходить в упадок; количество дворян и их могущество постепенно шли на спад (разорение в новых капиталистических условиях, невозможность конкуренции с капиталистическими предприятиями и т. п.).

Буржуазия - происходило рост как количества, так и капиталов. Состав этого класса постоянно пополнялся за счет потомственных буржуа (бывшие крестьяне основали мануфактуры и с 1861 г. стали лично свободными), дворян, обуржуазилися, предприимчивых крестьян, купцов, иностранцев. Наиболее известными представителями буржуазии в Украине были: в пищевой промышленности - Терещенко, Харитоненко, Рымаренко, Симиренко и др.; в металлургии - брать Рудченки, Голуб, Булацель и др.; владельцами шахт и рудников были - Шевченко, Кривко, брать Іщенки, Ясюкевич и др. Но в основном крупная буржуазия состояла из неукраинцев.