16. Реформы административного управления 60-70-х годов
Реформа местного самоуправления
проводилась в 2 этапа: 1864 г. - земская реформа, 1870 г. -
реформа городского самоуправления.
За этой реформой с
1864 г. - в уездах и губерниях вводились земские сборы,
что избирали свои исполнительные органы - земские управы (соответственно уездные
и губернские). С 1870 г. в городах были учреждены городские думы, которые избирали
свой исполнительный орган - городские управы.
Функции земств и городских
дум:
·
были лишены политических прав и занимались
исключительно местными хозяйственными и социальными вопросами (попечительством и
содержанием школ, больниц, почт, психбольниц, ветеринарных служб и т. п.);
·
их компетенция и действенность существенно ограничивались
правительственным решением 1867 г., которым запрещалось собирать налоги с промышленных
предприятий, что лишило земства финансовых рычагов;
·
в соответствии с указом от 19 августа
1879 г., губернаторы получили право отзыва так называемых
«неблагонадежных» гласных земств на свое усмотрение;
·
ограниченность исполнительной власти, потому что для
выполнения своих постановлений (сбора налогов, строительства школ, больниц и т. п.)
они обращались в высших государственных учреждений, им не подчиненных.
Значение земств и городских дум:
·
решали много хозяйственных проблем,
занимались благотворительной деятельностью;
·
сыграли большую роль в статистическом изучении
хозяйства России и Украины и их территории (земства ежегодно выпускали
статистические сборники о наличии на своей территории количества крестьян, горожан,
детей, лесных угодий и т. п.);
·
были «пятым колесом в телеге российского
государственного управления», потому что не имели реальной власти, были под контролем, 80-85 %
средств тратили на свое содержание.
Судебная реформа
Была вызвана несоответствием старого
законодательства новым условиям. Например, по старому законодательству крестьянин не мог
выступать в суде от своего имени, а за «Манифестом» 1861 г. крестьянин стал
лично свободным. За этой реформой вместо сословного суда (отдельно для крестьян,
дворян) вводился единый для всех безстатусное суд, состоявший из коронного
суда (по уголовным делам) и мирового суда (по гражданским и мелких
уголовным делам). Была введена независимость суда от административных
органов (губернаторов, министров и т. п.). Решение суда считалось окончательным и
могло быть оспорено только высшей судебной инстанцией только в случае нарушения
порядке судопроизводства. Судебные заседания стали более демократичными: на смену
закрытом судебном заседанию пришло открытое, публичное. Вводились суд
присяжных, состязательность сторон (прокурор - адвокат) и др.
Судебная реформа 1964 года - это
наиболее последовательная из буржуазных реформ в России середины XIX в., которая, впрочем,
сохранившая немало сословно-феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд
для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и
Особый Верховный суд для высших сановников. С 1866 г. судебные
чиновники ставились в зависимость от губернатора и подчинялись «его законным требованиям».
С 19 мая 1871 г. политические дела вместо суда стала
рассматривать жандармерия.
Военная
реформа
Военная реформа была вызвана необходимостью
реорганизации армии после поражения в Крымской войне. За этой реформой:
·
для солдат вместо рекрутских наборов вводилась
всеобщая воинская повинность (от которой освобождались лица с высшим образованием,
духовенство, инородцы и др.). Сокращался срок службы с 20 лет
сначала до 12, а потом до 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет в
военно-морском флоте. Были запрещены телесные наказания;
·
для офицеров проведена реформа
военно-учебных заведений, по которой учреждались военные гимназии,
юнкерские училища, увеличивалось количество мест в военных академиях и
Академии Генерального штаба;
·
было реорганизовано военное ведомство в
военное министерство, которому стали подчиняться все отрасли военного
управления, было создано 15 военных округов, происходило перевооружение
и переобмундирування армии.
В результате этой реформы усилились
мобильность и боеспособность русской армии.
Финансовая
реформа
Финансовая реформа была вызвана
необходимостью упорядочения финансов после Крымской войны и поиска средств для
проведение крестьянской реформы и перевода страны на путь капиталистического
развития.
За этой реформой:
·
основывался Госбанк, что сконцентрировал в
себе все финансы государства;
·
отменены система откупов территорий и косвенные
налоги (за соль, вино, табак и т.д.), которые стали собирать вместо частных лиц
государственные акцизные учреждения;
·
с 1862 г. стали
публиковаться в прессе все доходы и расходы государства.
Значение этой реформы:
она упорядочила финансы государства, но в целом осталась половинчатой, потому
основное бремя налогов, как и прежде, несло крестьянство, тогда как дворянство было
освобожденное от налогов, хоть и съедало огромную часть государственной
казны (50 % средств уходило на содержание армии и
государственного аппарата).
Реформа
народного образования
Необходимость этой реформы была вызвана
увеличением спроса на специалистов в связи с началом капиталистического развития
(потребность в инженерах, механиках, врачах и т. д.). За этой реформой:
·
началось бурное создание начальных, средних
школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс. по всей России, в
1896 г. - 78,7 тыс.);
·
проведена реформа начального и среднего
образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и
национальностей, было разрешено открывать частные школы. Обучение делилось
на классическое (гимназии, что готовили в университет) и реальное
(училища, которые готовили до высших технических учебных заведений);
·
предоставлена автономия университетам, которые получили
право самостоятельно решать все научные, учебные, административные,
финансовые и другие вопросы.
В целом реформы 60-х - 70-х гг. в
Украине способствовали значительному оживлению общественно-политической жизни, направляя
страну по пути модернизационных преобразований в экономике и демократизации
общества. Так, земства и городские думы в Украине стали школой для нескольких
поколений украинских деятелей. Однако значительная часть населения (как крестьяне, так и
передовая интеллигенция) не были удовлетворены ограниченными реформами и требовали дальнейших
изменений. Поэтому окончательно стабилизировать ситуацию в стране правительству не удалось.