Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

16. Реформы административного управления 60-70-х годов

Реформа местного самоуправления проводилась в 2 этапа: 1864 г. - земская реформа, 1870 г. - реформа городского самоуправления.

За этой реформой с 1864 г. - в уездах и губерниях вводились земские сборы, что избирали свои исполнительные органы - земские управы (соответственно уездные и губернские). С 1870 г. в городах были учреждены городские думы, которые избирали свой исполнительный орган - городские управы.

Функции земств и городских дум:

· были лишены политических прав и занимались исключительно местными хозяйственными и социальными вопросами (попечительством и содержанием школ, больниц, почт, психбольниц, ветеринарных служб и т. п.);

· их компетенция и действенность существенно ограничивались правительственным решением 1867 г., которым запрещалось собирать налоги с промышленных предприятий, что лишило земства финансовых рычагов;

· в соответствии с указом от 19 августа 1879 г., губернаторы получили право отзыва так называемых «неблагонадежных» гласных земств на свое усмотрение;

· ограниченность исполнительной власти, потому что для выполнения своих постановлений (сбора налогов, строительства школ, больниц и т. п.) они обращались в высших государственных учреждений, им не подчиненных.

Значение земств и городских дум:

· решали много хозяйственных проблем, занимались благотворительной деятельностью;

· сыграли большую роль в статистическом изучении хозяйства России и Украины и их территории (земства ежегодно выпускали статистические сборники о наличии на своей территории количества крестьян, горожан, детей, лесных угодий и т. п.);

· были «пятым колесом в телеге российского государственного управления», потому что не имели реальной власти, были под контролем, 80-85 % средств тратили на свое содержание.

Судебная реформа

Была вызвана несоответствием старого законодательства новым условиям. Например, по старому законодательству крестьянин не мог выступать в суде от своего имени, а за «Манифестом» 1861 г. крестьянин стал лично свободным. За этой реформой вместо сословного суда (отдельно для крестьян, дворян) вводился единый для всех безстатусное суд, состоявший из коронного суда (по уголовным делам) и мирового суда (по гражданским и мелких уголовным делам). Была введена независимость суда от административных органов (губернаторов, министров и т. п.). Решение суда считалось окончательным и могло быть оспорено только высшей судебной инстанцией только в случае нарушения порядке судопроизводства. Судебные заседания стали более демократичными: на смену закрытом судебном заседанию пришло открытое, публичное. Вводились суд присяжных, состязательность сторон (прокурор - адвокат) и др.

Судебная реформа 1964 года - это наиболее последовательная из буржуазных реформ в России середины XIX в., которая, впрочем, сохранившая немало сословно-феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников. С 1866 г. судебные чиновники ставились в зависимость от губернатора и подчинялись «его законным требованиям». С 19 мая 1871 г. политические дела вместо суда стала рассматривать жандармерия.

Военная реформа

Военная реформа была вызвана необходимостью реорганизации армии после поражения в Крымской войне. За этой реформой:

· для солдат вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность (от которой освобождались лица с высшим образованием, духовенство, инородцы и др.). Сокращался срок службы с 20 лет сначала до 12, а потом до 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет в военно-морском флоте. Были запрещены телесные наказания;

· для офицеров проведена реформа военно-учебных заведений, по которой учреждались военные гимназии, юнкерские училища, увеличивалось количество мест в военных академиях и Академии Генерального штаба;

· было реорганизовано военное ведомство в военное министерство, которому стали подчиняться все отрасли военного управления, было создано 15 военных округов, происходило перевооружение и переобмундирування армии.

В результате этой реформы усилились мобильность и боеспособность русской армии.

Финансовая реформа

Финансовая реформа была вызвана необходимостью упорядочения финансов после Крымской войны и поиска средств для проведение крестьянской реформы и перевода страны на путь капиталистического развития.

За этой реформой:

· основывался Госбанк, что сконцентрировал в себе все финансы государства;

· отменены система откупов территорий и косвенные налоги (за соль, вино, табак и т.д.), которые стали собирать вместо частных лиц государственные акцизные учреждения;

· с 1862 г. стали публиковаться в прессе все доходы и расходы государства.

Значение этой реформы: она упорядочила финансы государства, но в целом осталась половинчатой, потому основное бремя налогов, как и прежде, несло крестьянство, тогда как дворянство было освобожденное от налогов, хоть и съедало огромную часть государственной казны (50 % средств уходило на содержание армии и государственного аппарата).

Реформа народного образования

Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в связи с началом капиталистического развития (потребность в инженерах, механиках, врачах и т. д.). За этой реформой:

· началось бурное создание начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс. по всей России, в 1896 г. - 78,7 тыс.);

· проведена реформа начального и среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и национальностей, было разрешено открывать частные школы. Обучение делилось на классическое (гимназии, что готовили в университет) и реальное (училища, которые готовили до высших технических учебных заведений);

· предоставлена автономия университетам, которые получили право самостоятельно решать все научные, учебные, административные, финансовые и другие вопросы.

В целом реформы 60-х - 70-х гг. в Украине способствовали значительному оживлению общественно-политической жизни, направляя страну по пути модернизационных преобразований в экономике и демократизации общества. Так, земства и городские думы в Украине стали школой для нескольких поколений украинских деятелей. Однако значительная часть населения (как крестьяне, так и передовая интеллигенция) не были удовлетворены ограниченными реформами и требовали дальнейших изменений. Поэтому окончательно стабилизировать ситуацию в стране правительству не удалось.