Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Знаки препинания в безсполучниковому сложном предложении

Части бессоюзного сложного предложения могут отделяться друг от друга запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире.

Кома и точка с запятой ставятся между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, если они равноправны, и между ними можно поставить связующие союзы. Кома между предложениями ставится тогда, когда они тесно связаны друг с одним (Земля чернеет, дремлет разум, сердце млеет (Т. Шевченко)). Если части бессоюзного предложения значительно распространены, далекие по смыслу или уже имеют в середине разделительные знаки, то между ними ставится точка с запятой (Все жнецы стояли молча; в руках словно застыли горсти ржи и серпы; все посматривали то на приказчика, то на Николая (И. Нечуй-Левицкий)).

Двоеточие ставится в следующих случаях: 1) Если второе предложение поясняет, дополняет или раскрывает содержание первого (на Улице было видно, как днем: было видно все дерево в саду, все ивы, каждую сук, каждый поблекший листок... (И. Нечуй-Левицкий)). В таких предложениях между частями можно поставить слова а именно. 2) Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении (А вас просил бы я образцы лепить: (почему?) вы человек смышленый и бывалый (Леся Украинка)). 3) Если в первой части есть слова так, такой, равно, видеть, знать, слышать, понимать, решать, которые вместе с интонацией предупреждают, что в следующем предложении будет выложен некий факт (Я чувствовал: пахнет мятой (Г. Волновой)).

Тире ставится в следующих случаях: 1) в предложении отражается быстрая смена событий (Прошла миг - самолет скрылся за лесом); 2) между высказанными предложениями имеем причинно-следственную связь (Тепловоз на станции фыркнул очень - в лесу покатилась луна); 3) содержание первого предложения противопоставляется содержанию второй (К нее люди говорят - не слышит, не слушает (Марко Вовчок)); 4) в первом предложении указывается на время или условие того, о чем говорится во втором (Защебетав соловей - пошла луна гаем (Т. Шевченко)); 5) содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (Посмотрела ясно - запели скрипки (П. Тычина)).