Тема 6. Надднепрянская Украина во второй половине
ХІХ ст.
15. Земельная реформа 1861 года
Причины
отмена крепостного права
Кризис феодально-крепостнического строя в 1859-1861
гг. достигла своего апогея, что выразилось в огромном отставании России от
стран Запада, в унизительной поражении в Крымской войне, в росте крестьянских
восстаний.
Желание отмены крепостного права было в
крестьянства и буржуазии, что зарождалась (которой был необходим рынок свободной
рабочей силы), либеральной и революционно-демократической интеллигенции (которая
видела экономическую бесперспективность крепостничества и его безнравственность), у части
дворянства (что мечтало перевести свое хозяйство на буржуазную колею).
Другой причиной была необходимость укрепления
обороны страны после поражения в Крымской войне, что невозможно было осуществить без
капиталистического преобразования страны.
Крепостное право в большинстве стран Европы
было уже отменено, за что крепостническая Россия выглядела в глазах Европы
отсталой и патриархальной.
Итак, в 1859-1861 гг. в России складывается
революционная ситуация. В стране разворачивается движение за ликвидацию крепостного
права. Прошение царю об отмене крепостного права дворяне подали Валуев,
Хрущев, брать Мілютіни и др. В губерниях были созданы комитеты, которые разрабатывали
проекты реформы. В условиях, когда была очевидной бесперспективность крепостнической
системы, Александр II для предотвращения возможного революционного взрыва в России
19 февраля 1861 г. подписывает «Манифест» об отмене крепостного права
(работа над которым велась еще с 1857 г.).
Последствия
отмена крепостного права
Положительные (буржуазный смысл):
· крестьяне получали личную свободу, то есть стали
юридическими лицами;
· крестьяне освобождались с землей (за выкуп).
Негативные (крепостнические черты):
·
помещики остались собственниками большинства земель
в государстве;
· в личное пользование крестьянин получал только
земли, на которых находилась его усадьба с хозяйственными постройками, а полевой
надел он обязан был выкупить у помещика;
· в течение 20 лет крестьянин считался
«временно обязанным», должен был оставаться у помещика, и за пользование землей
отрабатывать барщину или платить оброк, как и до 1861 г.;
· сохранялась община как средство строгого выполнения
крестьянами повинностей перед помещиком (ибо с помещиком рассчитывался не каждый
крестьянин в отдельности, а вся община в целом);
· для разрешения споров был создан институт
мировых посредников, которые назначались исключительно из дворян и поэтому не могли быть
«беспристрастными примирителями» земельных споров крестьян и помещиков.
Реформа относительно помещичьих крестьян
При претворении реформ в жизнь резко усилились
крепостнические черты буржуазной по сути реформы 1861 г., потому что:
1. Помещик давал крестьянину так мало земли,
чтобы экономически заставить его обратиться за помощью и попасть в новую
экономическую зависимость от него.
2. Имела место система отрезков, когда для
каждого региона устанавливалась высшая и низшая норма надела (для большей части
Харьковской губернии - от 1 до 4,5 десятин на ревізьку душу,
для юга Украины - от 3 до 6,5 десятин и т. д.). Если в
крестьянина до 1861 г. был меньше низшей нормы надела помещик должен был
по закону «дорезать» ему земли (на практике подобного почти не было); больше
высшей нормы надела - избыток, названный отрезком, «відрізався» помещику.
Как следствие: к 1861 г. средний
крестьянский надел составлял 4,4 десятины на ревізьку душу, после реформы -
3,4 десятины земли.
3. Фактически происходил обман крестьянина под
время выкупа им земли (выкупные платежи), потому что крестьянин во время выкупа земли сразу
платил помещику лишь 20 % суммы, остальные 80 % помещику выплачивало государство, а
крестьянин был обязан вернуть деньги за эти 80 % государству в течение
49 лет, плюс еще 6 % дополнительного долга ежегодно. В итоге крестьяне
выплатили за землю сумму в 3 раза большую, чем она стоила (планировались в
5 раз, лишь революция 1905-1907 гг. заставила царизм в 1906 г.
частично отменить выкупные платежи). Таким образом, крестьяне заплатили не только за
землю, но и за свое освобождение.
В Украине проведение реформы имело такую
особенность: большинство крестьян получили меньшие наделы, чем имели до реформы (через
большие отрезки). В результате значительно возросло количество малоземельных крестьян, которые
имели до 3 десятин земли (на Левобережье их стало 43 %, на
Юге - 26 %).
Осуществление
реформы в отношении государственных крестьян
Государственные крестьяне сохранили все земли, находившиеся
в них до 1861 г.
Размер выкупа в них превышал стоимость
земли не в 5 раз, как у помещичьих крестьян, а лишь на 45 %.
В 1886 г. они выкупили свои наделы.
Следовательно, льготы государственным крестьянам объясняются
тем, что государство было заинтересовано в скорейшем переводе страны на
капиталистические рельсы, и во-вторых, тем, что на государственных землях не было
помещиков, которые не желали отдавать свою землю крестьянам.
Безземельные
крестьяне
Бывшие дворовые, крестьяне мелкопоместных
помещиков и другие должны были 2 года отработать на помещика («временно обязанные»),
после чего получали свободу без земли, пополняя отряд промышленных и
сельскохозяйственных рабочих.
Отмена крепостного права повлекло
изменение экономического базиса государства, что заставило изменить политическую надстройку, для
чего царизмом с 1864 г. до 1874 г. было проведено 5 крупных
политических реформ (реформа местного самоуправления, военная, судебная, финансовая,
реформа народного образования).