12. Украинское национальное возрождение
в конце XVIII - первой половине XIX вв. Возникновение национально-освободительного движения
Западная Украина в результате трех разделов Польши (1772 г.,
1793 г., 1795 г.) оказалась под властью Австро-Венгрии. С начала XIX ст.
на захваченных землях начинает расти украинский национально-освободительное движение.
Украинский
национально-освободительное движение был вызван:
·
ростом феодального гнета в составе Австро-Венгрии
(увеличение феодальных повинностей крестьян),
·
строгим бюрократически-полицейским режимом;
·
ростом национального гнета (запрет на
преподавание украинского языка в школах и культурно-общественных учреждениях,
насаждение немецкого языка, стремление Австро-Венгрии ассимилировать украинское
населения и др.).
Пионерами национально-освободительного движения в
Галичине были:
· Иван
Могильницкий - священник м. Перемышля, который в 1816 г. по
поддержки епископа М. Левицкого организовал «Клерикальне общество» с
целью распространение в крестьянской среде религиозных текстов на украинском языке.
· в
1832 г. во Львове организовано общественно-культурное объединение «Русская
троица». Основателями его были М. Шашкевич, Я. Головацкий, И.
Вагилевич - студенты Львовского университета и одновременно воспитанники
греко-католической духовной семинарии. Своей целью они ставили борьбу против
социального, политического и духовного угнетения украинской земли, поднятия
украинского самосознания через постепенное превращение бытового украинской
языка в литературный, знакомство с историей и традициями украинского народа.
Они напечатали написаны в духе романтизма альманах «Зоря» (из-за не цензуру
вышел в свет) и «Русалка Днестровская», где помещали исторические статьи о подвигах
казачества, С. Наливайко и других героев народных восстаний, а также
украинские песни, народные предания и т. п. «Русалку Дністрову» высоко оценили
Т. Г. Шевченко и И. Франко, а австрийское правительство конфисковало весь
тираж. После этого члены «Русской троицы» опубликовали несколько статей по
рубежом (в Лейпциге и др. городах), где осуждали феодальные порядки, цензуру,
национальный гнет в Галичине.
Значение - способствовали
росту украинской культуры и самосознания населения, были борцами против
национального и духовного гнета в западноукраинских землях.