Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Культура зарубежных стран в конце ХІХ - начале ХХ веков

Литературно-художественные течения конца XIX - начала ХХ веков

Этот период отмечен появлением целого ряда новых течений и школ в художественной жизни Западной Европы и США. Происходила переоценка традиций. Романтизм уступал дорогой реализма. Но наряду с этим утверждались новые эстетические направления, которые противоречили эстетике реализма. Эти течения принято объединять общим названием - декаданс (в переводе «закат»). Выдающимся явлением в искусстве декаданса стал символизм. Символисты объявили себя певцами «конца, упадка, гибели», художниками уныния, враждебными действительности, которая подавляла их своей пошлостью и бездуховностью.

Значительное место среди новых направлений развития художественной культуры занимал натурализм, который касался вопросов, которые раньше считались неприличными и запрещенными.

Однако, несмотря на все разнообразие направлений и стилей, произведения мировой культуры пронизаны гуманизмом, верой в неограниченные возможности человека.

Период активных и плодотворных экспериментов, настоящей художественной революции переживал театр. Новым явлением театральной жизни стало появление «свободных театров» - небольших студий, спектакли которых предназначались для узкого круга театралов, а постановки осуществлялись за счет средств, полученных от продажи билетов.

Изменение стилей происходила и в европейской архитектуре. Многое здесь определялось использованием в строительстве новых материалов - сварочного железа, бетона. Построена в 1899 г. Эйфелева башня стала наглядным примером и в то же время выявила новые тенденции в архитектуре. Возникает новый стиль - модерн.

В изобразительном искусстве последней трети ХІХ - начале ХХ веков сформировался и получил всеобщее признание новое направление - импрессионизм. Основным критерием искусства для импрессионистов была острота зрительного впечатления. Они стремились передать увиденное через игру красок, цветов, теней. На смену импрессионизма пришел постимпрессионизм. Он отличался активным отношением к окружающему миру и поисками строгой формы. В начале ХХ века в изобразительном искусстве возникает новое направление - кубизм. Появление кубизма ознаменовала завершение импрессионистской и постімпресіоністської эпохи в живописи.

Россия

На начале ХХ века в России продолжали существовать начальные земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходські училища. Только в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось около 6 млн. детей. Расширялась и система высшего образования. Кроме 11 университетов (1916 г.) возникает 16 высших технических учебных заведений. Крупнейшими учебными и научными центрами были Электротехнический и Политехнический институты. В университетах в 1907 г. обучалось 35,3 тыс. студентов. В начале ХХ века в стране значительно расширилась сеть женских учебных заведений. В 30 высших учебных заведениях для женщин обучалось свыше 20 тыс. студенток. Совершенствовалась методика преподавания. Увеличилось количество издательской продукции - книг, журналов. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие ХХ века занимала третье место в мире после Германии и Японии. В начале века печаталось 125 легальных газет, через 12 лет - уже более 1000, из них 827 газет - на русском языке. В 1904 г. в России насчитывалось около 10 тыс. общественных и народных библиотек, из них около 4,5 тыс. было открыто земствами, в основном в сельской местности.

На рубеже XIX-XX веков в России появилось кино. С 1908 г. по 1917 г. было создано до 2 тыс. игровых картин отечественного производства.

В конце XIX - начале XX веков появляются новаторские тенденции в искусстве, было положено начало обновлению видового и жанрового разнообразия художественного творчества, что повлекло переосмысление эстетических ценностей. В российской художественной культуре широкое распространение получило декадентство (К. Бальмонт, И. Коневськой, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, С. Гиппиус), обозначенное такими явлениями в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи выражали социальную позиции части художественной интеллигенции, которая стремилась «спрятаться» от жизненных трудностей в мире грез, ирреальности, а отчасти и мистики.

Найвизначіші литературные произведения указанного периода вышли из-под пера А. П. Чехова, О. М. Горького, И. О. Бунина, О. И. Куприна. Развивается творчество А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, М. Гумилева и многих других.

Новые черты русской музыки нашли отражение в творчестве М. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. М. Скрябина. Русская вокальная школа дала немало выдающихся певцов, среди которых звездами первой величины были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.

Важную эстетическую и просветительскую роль на рубеже веков сыграли русские художники, что основали объединение «Мир искусства». К ним принадлежали А. М. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е.Е. Лансере (Серебряков). В этот период работали М. О. Врубель, В. О. Серов, К. О. Коровин, М. В. Нестеров.

Российская культура благоприятно влияла на творчество многих народов. Она стала частью золотой фонд отечественной и мировой культуры.