Культура зарубежных стран в конце ХІХ - начале ХХ веков
Литературно-художественные течения конца XIX - начала ХХ веков
Этот
период отмечен появлением целого ряда новых течений и школ в художественной жизни
Западной Европы и США. Происходила переоценка традиций. Романтизм уступал
дорогой реализма. Но наряду с этим утверждались
новые эстетические направления, которые противоречили эстетике реализма. Эти течения принято
объединять общим названием - декаданс (в переводе «закат»).
Выдающимся явлением в искусстве декаданса стал символизм. Символисты
объявили себя певцами «конца, упадка, гибели», художниками уныния,
враждебными действительности, которая подавляла их своей пошлостью и бездуховностью.
Значительное
место среди новых направлений развития художественной культуры занимал натурализм,
который касался вопросов, которые раньше считались неприличными и запрещенными.
Однако,
несмотря на все разнообразие направлений и стилей, произведения мировой культуры
пронизаны гуманизмом, верой в неограниченные возможности человека.
Период
активных и плодотворных экспериментов, настоящей художественной революции переживал
театр. Новым явлением театральной жизни стало появление «свободных театров» -
небольших студий, спектакли которых предназначались для узкого круга театралов, а
постановки осуществлялись за счет средств, полученных от продажи билетов.
Изменение
стилей происходила и в европейской архитектуре. Многое здесь
определялось использованием в строительстве новых материалов - сварочного
железа, бетона. Построена в 1899 г. Эйфелева башня
стала наглядным примером и в то же время выявила новые тенденции в архитектуре.
Возникает новый стиль - модерн.
В
изобразительном искусстве последней трети ХІХ - начале ХХ веков сформировался
и получил всеобщее признание новое направление - импрессионизм. Основным
критерием искусства для импрессионистов была острота зрительного впечатления. Они
стремились передать увиденное через игру красок, цветов, теней. На смену
импрессионизма пришел постимпрессионизм. Он отличался активным
отношением к окружающему миру и поисками строгой формы. В начале ХХ
века в изобразительном искусстве возникает новое направление - кубизм.
Появление кубизма ознаменовала завершение импрессионистской и
постімпресіоністської эпохи в живописи.
Россия
На
начале ХХ века в России продолжали существовать начальные земские школы,
школы Министерства народного просвещения и церковноприходські училища. Только в
начальных школах Министерства народного просвещения обучалось около 6 млн.
детей. Расширялась и система высшего образования. Кроме 11 университетов
(1916 г.) возникает 16 высших технических учебных заведений. Крупнейшими
учебными и научными центрами были Электротехнический и Политехнический
институты. В университетах в 1907 г. обучалось 35,3 тыс. студентов.
В начале ХХ века в стране значительно расширилась сеть женских учебных
заведений. В 30 высших учебных заведениях для женщин обучалось свыше
20 тыс. студенток. Совершенствовалась методика преподавания. Увеличилось количество
издательской продукции - книг, журналов. По количеству издаваемых книг Россия в
первое десятилетие ХХ века занимала третье место в мире после Германии и
Японии. В начале века печаталось 125 легальных газет, через
12 лет - уже более 1000, из них 827 газет - на русском языке. В
1904 г. в России насчитывалось около
10 тыс. общественных и народных библиотек, из них около
4,5 тыс. было открыто земствами, в основном в сельской местности.
На
рубеже XIX-XX веков в России появилось
кино. С 1908 г. по 1917 г. было создано
до 2 тыс. игровых картин отечественного производства.
В конце
XIX - начале XX веков появляются новаторские тенденции в искусстве, было
положено начало обновлению видового и жанрового разнообразия художественного творчества,
что повлекло переосмысление эстетических ценностей. В российской художественной
культуре широкое распространение получило декадентство (К. Бальмонт,
И. Коневськой, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, С. Гиппиус), обозначенное
такими явлениями в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум,
погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи выражали социальную
позиции части художественной интеллигенции, которая стремилась «спрятаться» от жизненных
трудностей в мире грез, ирреальности, а отчасти и мистики.
Найвизначіші
литературные произведения указанного периода вышли из-под
пера А. П. Чехова, О. М. Горького, И. О. Бунина,
О. И. Куприна. Развивается творчество А. Блока,
В. Маяковского, С. Есенина, М. Гумилева и многих других.
Новые
черты русской музыки нашли отражение в творчестве М. А. Римского-Корсакова,
С. В. Рахманинова, А. М. Скрябина. Русская вокальная школа дала
немало выдающихся певцов, среди которых звездами первой величины были
Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.
Важную
эстетическую и просветительскую роль на рубеже веков сыграли русские художники,
что основали объединение «Мир искусства». К ним
принадлежали А. М. Бенуа, К. А. Сомов,
Л. С. Бакст, Е.Е. Лансере (Серебряков).
В этот период работали М. О. Врубель, В. О. Серов, К. О. Коровин,
М. В. Нестеров.
Российская
культура благоприятно влияла на творчество многих народов. Она стала частью
золотой фонд отечественной и мировой культуры.