Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Машиностроение и металлообработка

Отраслевая структура и принципы размещения

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, которые производят машины и оборудование для всех сфер хозяйства.

Машиностроительный комплекс

По типу продукции, производится:

- тяжелое (оборудование для металлургии, горное, подъемно-транспортное оборудование и т.д.);

- общее (транспортное, судостроения, самолетостроения, сельскохозяйственное и т.д.);

- среднее (автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение);

- точное (приборостроение, электротехника, электроника, робототехника, ракетостроение).

По технико-экономическими особенностями

металомістке (тяжелое машиностроение);

трудоемкое (приборостроение, автомобилестроение и т.д.);

наукоемкое (электроника, робототехника, космическое оборудование и т.д.).

Металомістке машиностроение - отрасли, на единицу производства которых тратят много металла.

Трудоемкое машиностроение - отрасли, единица производства которых требует большого количества высококвалифицированных кадров.

Наукоемкое машиностроение - отрасли, единица продукции которых требует высокой доли научных достижений, постоянного обновления.

Факторы размещение предприятий отраслей машиностроения: сырьевой; потребительский; наличие научно-исследовательской базы; квалифицированные кадры и трудовые ресурсы; транспортное; конъюнктура рынка; экологический фактор.

Для машиностроения характерны такие формы организации производства, как кооперирование и специализация.

Кооперирование - производственные связи между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Так, для изготовления одного самолета необходимо 120 тыс. деталей, электровоза - 250 тыс. деталей, которые невыгодно изготавливать на одном заводе. Поэтому специализированные заводы, заводы-филиалы, которые работают в малых и средних городах, изготавливают детали, узлы для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов и эффективности производства.

Для предприятий машиностроения характерны следующие виды специализации:

подетальная специализация - выпуск отдельных узлов или деталей (моторы, запчасти);

предметная специализация - выпуск готовых изделий (тракторы, автомобили, самолеты);

технологическая специализация - выполнение отдельных операций технологического цикла (например, транспортные самоходные шасси) - средство повышения производительности труда, снижения себестоимости выпуска продукции.

Производство машин состоит из трех основных технологических стадий: заготовка деталей, их технологическая обработка, сбор.

География машиностроение

Электронное, электротехническое и радиотехническое машиностроение в Украине развиты недостаточно. Большинство предприятий этих отраслей занять сбором продукции. Основные центры электронной и радиотехнической промышленности - Киев, Харьков, Львов, Одесса, Днепропетровск, Черновцы, Сумы и др. Телевизоры производят в Киеве, Львове, Симферополе, Чернигове; бытовое оборудование - в Киеве, Харькове, Донецке, Львове и в других городах. Легковые автомобили выпускают на «Автозаз-Дэу» (Запорожье), ЛУАЗ (Луцк), автобусы ЛАЗ - во Львове, автобусы «Богдан» - в Симферополе, Кременчуге, Чернигове и Киевской области. Главный центр морского судостроение - Николаев (морские буксиры, сухогрузы, рудовозами, танкеры, научно-исследовательские и пассажирские лайнеры). Центром морского и речного судостроения является Херсон. Рыболовные траулеры, сухогрузы типа «река-море» производит судостроительный завод в Киеве; танкеры, транспортные рефрижераторы, буровые платформы, ледоколы, военные фрегаты - в Керчи; универсальные сухогрузы, рыбопромысловые и пассажирские суда - в Севастополе; быстроходные патрульные корабли и пассажирские суда на подводных крыльях, автомобильные паромы и катера - в Феодосии. Морской судоремонт осуществляется в Одессе, Ильичевске, Мариуполе; речной - в Измаиле, Вилково, Мариуполе. Центрами авиационной промышленности является Киев (самолеты «Антей», АН-124 «Руслан», АН-225 «Мрия», АН-70, АН-140) и Харькове (ТУ). Авіаракетно-космическая промышленность развита в Днепропетровске, Киеве, Харькове. Украина является одним из крупнейших производителей тепловозов в мире (Луганск, Харьков). Грузовые вагоны изготавливают в Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове; цистерны - в Мариуполе; пассажирские вагоны - в Кременчуге; магистральные электровозы - в Днепропетровске. Центрами станкостроения есть Краматорск, Киев, Харьков, Одесса, Житомир, Запорожье. Крупнейшие центры тяжелого машиностроения - Краматорск, Горловка, Донецк, Славянск, Луганск, Харьков, Мариуполь, Днепропетровск и др. Главный центр энергетического машиностроения - Харьков.

В Украине сформировалось более 70 машиностроительных узлов, среди которых крупнейшими являются Харьковский, Киевский, Днепропетровский.

Проблемы и перспективы развития комплекса

Проблемы комплекса:

- нарушение связей с кооперирование в результате распада СССР;

- преимущество металлоемких отраслей над наукоемкими;

- медленное внедрение рыночных форм и методов управления;

- производство неконкурентоспособной продукции из-за низкого качества;

- диспропорция в развитии и размещении предприятий отрасли;

- отсталая материальная база.

Пути решение проблемы:

- ввести программу конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;

- провести техническую реконструкцию и модернизацию заводов;

- решить вопрос собственности предприятий;

- создать условия для развития конкуренции;

- внедрять достижения научно-технического прогресса;

- изменить территориальную организацию и структуру отраслей.