Машиностроение и металлообработка
Отраслевая 
структура и принципы размещения
Машиностроительный 
комплекс - совокупность отраслей 
промышленности, которые производят машины и оборудование для всех сфер 
хозяйства. 
Машиностроительный 
комплекс
По 
типу продукции, производится:
- 
тяжелое (оборудование для металлургии, горное, подъемно-транспортное 
оборудование и т.д.);
- 
общее (транспортное, судостроения, самолетостроения, 
сельскохозяйственное и т.д.);
- 
среднее (автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение);
- 
точное (приборостроение, электротехника, электроника, робототехника, 
ракетостроение).
По 
технико-экономическими особенностями
металомістке 
(тяжелое машиностроение);
трудоемкое 
(приборостроение, автомобилестроение и т.д.);
наукоемкое 
(электроника, робототехника, космическое оборудование и т.д.).
Металомістке 
машиностроение - отрасли, на 
единицу производства которых тратят много металла.
Трудоемкое 
машиностроение - отрасли, единица 
производства которых требует большого количества высококвалифицированных 
кадров.
Наукоемкое 
машиностроение - отрасли, единица 
продукции которых требует высокой доли научных достижений, постоянного 
обновления.
Факторы
размещение
предприятий отраслей машиностроения: 
сырьевой; 
потребительский;
наличие научно-исследовательской базы; 
квалифицированные кадры и трудовые ресурсы; 
транспортное; конъюнктура 
рынка;  экологический 
фактор.
Для 
машиностроения характерны такие формы организации производства, как 
кооперирование и специализация.
Кооперирование 
- производственные связи между 
специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную 
продукцию. Так, для изготовления одного самолета необходимо 120 тыс. 
деталей, электровоза - 250 тыс. деталей, которые невыгодно 
изготавливать на одном заводе. Поэтому специализированные заводы, 
заводы-филиалы, которые работают в малых и средних городах, изготавливают 
детали, узлы для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию 
трудовых ресурсов и эффективности производства.
Для 
предприятий машиностроения характерны следующие виды специализации:
подетальная 
специализация - выпуск отдельных 
узлов или деталей (моторы, запчасти);
предметная 
специализация - выпуск готовых 
изделий (тракторы, автомобили, самолеты);
технологическая 
специализация - выполнение отдельных 
операций технологического цикла (например, транспортные самоходные шасси) 
- средство повышения производительности труда, снижения себестоимости 
выпуска продукции.
Производство 
машин состоит из трех основных технологических стадий: заготовка 
деталей, их технологическая обработка, сбор.
География 
машиностроение
Электронное, 
электротехническое и радиотехническое машиностроение в 
Украине развиты недостаточно. Большинство предприятий этих отраслей 
занять сбором продукции. Основные центры электронной и 
радиотехнической промышленности - Киев, Харьков, Львов, Одесса, 
Днепропетровск, Черновцы, Сумы и др. Телевизоры
производят в Киеве, Львове, Симферополе, Чернигове; бытовое 
оборудование - в Киеве, Харькове, 
Донецке, Львове и в других городах. Легковые 
автомобили выпускают на «Автозаз-Дэу» 
(Запорожье), ЛУАЗ (Луцк), автобусы
ЛАЗ - 
во Львове, автобусы «Богдан» - в Симферополе, 
Кременчуге, Чернигове и Киевской области. Главный центр морского 
судостроение - Николаев 
(морские буксиры, сухогрузы, рудовозами, танкеры, 
научно-исследовательские и пассажирские лайнеры). Центром морского 
и речного судостроения является Херсон. 
Рыболовные траулеры, сухогрузы типа «река-море» 
производит судостроительный завод в Киеве; танкеры, транспортные 
рефрижераторы, буровые платформы, ледоколы, военные фрегаты - в 
Керчи; универсальные сухогрузы, рыбопромысловые и пассажирские суда 
- в Севастополе; быстроходные патрульные корабли и пассажирские 
суда на подводных крыльях, автомобильные паромы и катера - в 
Феодосии. Морской судоремонт
осуществляется в Одессе, Ильичевске, Мариуполе; речной - в 
Измаиле, Вилково, Мариуполе. Центрами авиационной 
промышленности является Киев (самолеты «Антей», 
АН-124 «Руслан», АН-225 «Мрия», АН-70, 
АН-140) и Харькове (ТУ). Авіаракетно-космическая
промышленность развита в Днепропетровске, Киеве, Харькове. Украина является 
одним из крупнейших производителей тепловозов
в мире (Луганск, Харьков). Грузовые 
вагоны изготавливают в 
Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове; цистерны
- в Мариуполе; пассажирские вагоны
- в Кременчуге; магистральные
электровозы
- в Днепропетровске. Центрами станкостроения
есть Краматорск, Киев, Харьков, Одесса, Житомир, Запорожье. Крупнейшие 
центры тяжелого машиностроения
- Краматорск, Горловка, Донецк, Славянск, Луганск, 
Харьков, Мариуполь, Днепропетровск и др. Главный центр 
энергетического машиностроения - Харьков.
В 
Украине сформировалось более 70 машиностроительных узлов, среди которых 
крупнейшими являются Харьковский, Киевский, Днепропетровский.
Проблемы 
и перспективы развития комплекса
Проблемы 
комплекса:
- 
нарушение связей с кооперирование в 
результате распада СССР;
- 
преимущество металлоемких отраслей над 
наукоемкими;
- 
медленное внедрение рыночных форм и 
методов управления;
- 
производство неконкурентоспособной 
продукции из-за низкого качества;
- 
диспропорция в развитии и размещении 
предприятий отрасли;
- 
отсталая материальная база. 
Пути 
решение проблемы:
- 
ввести программу конверсии предприятий 
военно-промышленного комплекса;
- 
провести техническую реконструкцию и 
модернизацию заводов;
- 
решить вопрос собственности предприятий;
- 
создать условия для развития конкуренции;
- 
внедрять достижения научно-технического 
прогресса;
- 
изменить территориальную организацию и 
структуру отраслей.