Машиностроение и металлообработка
Отраслевая
структура и принципы размещения
Машиностроительный
комплекс - совокупность отраслей
промышленности, которые производят машины и оборудование для всех сфер
хозяйства.
Машиностроительный
комплекс
По
типу продукции, производится:
-
тяжелое (оборудование для металлургии, горное, подъемно-транспортное
оборудование и т.д.);
-
общее (транспортное, судостроения, самолетостроения,
сельскохозяйственное и т.д.);
-
среднее (автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение);
-
точное (приборостроение, электротехника, электроника, робототехника,
ракетостроение).
По
технико-экономическими особенностями
металомістке
(тяжелое машиностроение);
трудоемкое
(приборостроение, автомобилестроение и т.д.);
наукоемкое
(электроника, робототехника, космическое оборудование и т.д.).
Металомістке
машиностроение - отрасли, на
единицу производства которых тратят много металла.
Трудоемкое
машиностроение - отрасли, единица
производства которых требует большого количества высококвалифицированных
кадров.
Наукоемкое
машиностроение - отрасли, единица
продукции которых требует высокой доли научных достижений, постоянного
обновления.
Факторы
размещение
предприятий отраслей машиностроения:
сырьевой;
потребительский;
наличие научно-исследовательской базы;
квалифицированные кадры и трудовые ресурсы;
транспортное; конъюнктура
рынка; экологический
фактор.
Для
машиностроения характерны такие формы организации производства, как
кооперирование и специализация.
Кооперирование
- производственные связи между
специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную
продукцию. Так, для изготовления одного самолета необходимо 120 тыс.
деталей, электровоза - 250 тыс. деталей, которые невыгодно
изготавливать на одном заводе. Поэтому специализированные заводы,
заводы-филиалы, которые работают в малых и средних городах, изготавливают
детали, узлы для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию
трудовых ресурсов и эффективности производства.
Для
предприятий машиностроения характерны следующие виды специализации:
подетальная
специализация - выпуск отдельных
узлов или деталей (моторы, запчасти);
предметная
специализация - выпуск готовых
изделий (тракторы, автомобили, самолеты);
технологическая
специализация - выполнение отдельных
операций технологического цикла (например, транспортные самоходные шасси)
- средство повышения производительности труда, снижения себестоимости
выпуска продукции.
Производство
машин состоит из трех основных технологических стадий: заготовка
деталей, их технологическая обработка, сбор.
География
машиностроение
Электронное,
электротехническое и радиотехническое машиностроение в
Украине развиты недостаточно. Большинство предприятий этих отраслей
занять сбором продукции. Основные центры электронной и
радиотехнической промышленности - Киев, Харьков, Львов, Одесса,
Днепропетровск, Черновцы, Сумы и др. Телевизоры
производят в Киеве, Львове, Симферополе, Чернигове; бытовое
оборудование - в Киеве, Харькове,
Донецке, Львове и в других городах. Легковые
автомобили выпускают на «Автозаз-Дэу»
(Запорожье), ЛУАЗ (Луцк), автобусы
ЛАЗ -
во Львове, автобусы «Богдан» - в Симферополе,
Кременчуге, Чернигове и Киевской области. Главный центр морского
судостроение - Николаев
(морские буксиры, сухогрузы, рудовозами, танкеры,
научно-исследовательские и пассажирские лайнеры). Центром морского
и речного судостроения является Херсон.
Рыболовные траулеры, сухогрузы типа «река-море»
производит судостроительный завод в Киеве; танкеры, транспортные
рефрижераторы, буровые платформы, ледоколы, военные фрегаты - в
Керчи; универсальные сухогрузы, рыбопромысловые и пассажирские суда
- в Севастополе; быстроходные патрульные корабли и пассажирские
суда на подводных крыльях, автомобильные паромы и катера - в
Феодосии. Морской судоремонт
осуществляется в Одессе, Ильичевске, Мариуполе; речной - в
Измаиле, Вилково, Мариуполе. Центрами авиационной
промышленности является Киев (самолеты «Антей»,
АН-124 «Руслан», АН-225 «Мрия», АН-70,
АН-140) и Харькове (ТУ). Авіаракетно-космическая
промышленность развита в Днепропетровске, Киеве, Харькове. Украина является
одним из крупнейших производителей тепловозов
в мире (Луганск, Харьков). Грузовые
вагоны изготавливают в
Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове; цистерны
- в Мариуполе; пассажирские вагоны
- в Кременчуге; магистральные
электровозы
- в Днепропетровске. Центрами станкостроения
есть Краматорск, Киев, Харьков, Одесса, Житомир, Запорожье. Крупнейшие
центры тяжелого машиностроения
- Краматорск, Горловка, Донецк, Славянск, Луганск,
Харьков, Мариуполь, Днепропетровск и др. Главный центр
энергетического машиностроения - Харьков.
В
Украине сформировалось более 70 машиностроительных узлов, среди которых
крупнейшими являются Харьковский, Киевский, Днепропетровский.
Проблемы
и перспективы развития комплекса
Проблемы
комплекса:
-
нарушение связей с кооперирование в
результате распада СССР;
-
преимущество металлоемких отраслей над
наукоемкими;
-
медленное внедрение рыночных форм и
методов управления;
-
производство неконкурентоспособной
продукции из-за низкого качества;
-
диспропорция в развитии и размещении
предприятий отрасли;
-
отсталая материальная база.
Пути
решение проблемы:
-
ввести программу конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса;
-
провести техническую реконструкцию и
модернизацию заводов;
-
решить вопрос собственности предприятий;
-
создать условия для развития конкуренции;
-
внедрять достижения научно-технического
прогресса;
-
изменить территориальную организацию и
структуру отраслей.