Япония во второй половине XIX - начале ХХ вв.
После «революции
Мэйдзи» 1867-1868 гг. правящая элита
Японии осуществила модернизацию экономики и общественно-политической жизни страны на
образец западных государств, но с опорой на национальную традицию (на тот
время наиболее популярным стал лозунг «западная техника - японский дух»).
Широкое заимствование западного научно-технического и производственного опыта позволило
в весьма сжатые сроки создать мощный капиталистический индустриальный сектор.
Значительную
роль в экономической жизни играло государство, активно внедряющих
рыночные отношения, создавала основу национальной индустрии и багатовартісну
инфраструктуру, необходимую для ускоренного промышленного развития страны. Это
позволило Японии уже в конце ХІХ века превратиться в капиталистическую
страну, которая динамично развивалась. По объему промышленного производства, который за
1900-1913 гг. увеличился на 181 %, она перегнала Италию
и приблизилась к Франции.
По
содействии и под контролем государства происходило формирование объединений
монополистического типа. Характерно, что немало японских монополий образовались из
старых купеческих и торгово-ростовщических домов, которые возникли еще в эпоху
феодализма. В начале ХХ века при поддержке правительства состоялась структурная
перестройка торгово-финансовых родственных компаний (Мицуи, Мицубиси), которые
постепенно трансформировались в крупнейшие концерны.
В
1905-1907 гг. в стране завершается промышленная революция, но, как и
ранее, важную роль в экономике страны играет мелкая промышленность. Японская
буржуазия широко использовала такие формы докапиталистической эксплуатации, как
кабальные контракты с рабочими, систему принудительных общежитий, что напоминали
тюрьмы, и т.д. Нищета и безземелье японского крестьянства обеспечивали
приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого уровень жизни
рабочих в Японии был гораздо ниже, чем в других капиталистических странах, и
наближувався до уровня жизни в колониях.
Несмотря
на то, что японское общество переняло политический опыт Запада, оно
сохранило традиционные отношения. Идеологической основой были религия синто,
которая имела статус государственной религии, а также культ почитания императора как
«живого Бога». Взаимодействие этих и других элементов традиционной японской культуры
с политическими институтами, заимствованными на Западе (конституция, парламент
т.п.), предоставила политическом строя Японии уникального характера.
В соответствии
принятой в 1889 г. конституции культ императора - теократического
монарха и носителя высшей власти - сосуществовал с выборными органами власти. Распределения
влад фактически не состоялось: исполнительная власть доминировала над законодательной
(самодержавный император стоял над всеми и вершил все), а судебная власть
подчинялась исполнительной. Итак, конституция лишь формально наближувала
Японию до «цивилизованного мира», а фактически она закрепила нормы
традиционного общества, только перевела их современным юридическим языком.
Система
формирование правящей элиты была кланово-олигархической. Значительное влияние имели
военные, что часто занимали высшие правительственные должности. С 27 премьер-министров,
находившиеся у власти с 1900 до августа
1945 г., 14 были генералами или адмиралами. Политические партии,
возникли на рубеже ХІХ-ХХ веков, на то время еще не
играли значительной роли в общественной жизни.