4. Культура Украины второй половины XVIII ст.
Освобождение Восточной Украины в результате
войны середины XVII в. стало мощным толчком к развитию национальной
культуры. В большинстве населенных пунктов были начальные школы. Качественное среднее
образование давали Черниговский, Харьковский и Переяславский коллегиумы, возникшие
в начале XVIII ст. Основное внимание здесь
уделялось изучению языков и других предметов гуманитарного профиля.
Специальное образование в XVIII в. получали, как правило, в России. С 1694 г.
высшим учебным заведением была Киево-Могилянская академия (этот статус она имела
официально с 1701 г.). В течение длительного времени она обеспечивала людьми с
европейским образованием не только Украину, но и Россию, Белоруссию, южнославянские
страны. Ее воспитанники - Г. Конисский, Я. Козельский,
Ф. Прокопович, Г. Сковорода,
Д. Туптало (Дмитрий Ростовский), Б. Шереметьев, С. Яворский
и многие другие - занимали ведущее место среди ученых, государственных деятелей, высшего
духовенства. В отличие от России, в Украине не было негативного отношения к
обучение за границей. Много молодых людей не только со старшинских и благородных
семей, но и из простых казаков обучалось в университетах Кракова, Праги,
Геттингена, Лейпцига, Рима, Парижа, Лондона. Неудивительно, что обычный полковник
мог знать 3-5 языков. Выпускники коллегиумов и Киевской академии были
ведущей силой в становлении светского образования, основателями и преподавателями
первых средних школ в России. С. Полоцкий и С. Яворский отыграли
решающую роль в организации первого в России высшего учебного заведения -
Славяно-греко-латинской академии, а 18 ее ректоров (из 21) учились в Киеве.
Украинцы занимали почти все высшие должности в русской церкви, а
С. Яворский возглавлял ее более 20 лет.
Значительное развитие получило книгопечатание.
Печаталась разнообразная литература, которая распространялась далеко за пределами Украины.
Украинская наука развивалась во взаимосвязи с европейской и российской
наукой. Плодотворно занимались философией ректор Киевской академии И. Гизель,
киевский митрополит И. Кроковський, Ф. Прокопович, Я. Козельский,
С. Яворский. Выдающимся философом был Г. Сковорода, который, путешествуя по
Украине, создал свои основные труды - «Диалоги, или Розглагол в
древнем мире» и «Наркісс. Разговор о том: узнай себе». Восстановление украинской
государственности вызвало большой интерес к историческому прошлому. Появились первые
обобщающие произведения из отечественной истории: «Хроника» Ф. Софоновича и
«Синопсис» неизвестного автора, в XIX в. использовался в России как
учебник. На рубеже XVII-XVIII вв. были созданы так называемые казацко-старшинские
летописей - Самовидца (то есть очевидца, автор неизвестен),
Г. Грабянки, С. Величка, которые по сей день остаются основным источником по
истории Украины того периода. Во второй половине XVIII в. были опубликованы
«Краткое описание о казацком малороссийском народе» П. Симоновського,
«Краткая летопись Малой России» неизвестного автора (издал В. Рубан).
Украинская литература постепенно освобождалась
от религиозной оболочки и приобретала мирского характера. Начала формироваться
новая литература - вытеснялись древние жанры и старая книжная речь, в
художественные произведения все больше проникала живая народная речь. Г. Сковорода создал
30 басен, стихи разнообразной тематики, объединенные в сборники «Басни
харковскія» и «Сад божественных песней». В 1798 г. были напечатаны первые
3 части поэмы И. Котляревского «Энеида» - первого произведения,
который был написан современным литературным языком и дал начало новой украинской
литературе.
Важное место в духовной жизни принадлежало
музыке. Существовали музыкальные школы - при академии, коллегиумах и т. д.
Отсюда вышли М. Березовский, Л. Ведель, Д. Бортнянский, которые
стали известными композиторами России XVIII в. Чрезвычайно популярными были
украинские исполнители: преимущественно из них формировалась даже царская капелла (именно с
нее начал свою карьеру В. Разумовский, а позже еле высвободился
Г. Сковорода). Театральное искусство развивалось, как и раньше: школьная
драма и вертеп. В конце XVIII в. появились крепостные театры, которые
помещики устраивали в своих имениях, зародился профессиональный театр. В
изобразительном искусстве произошел переход от церковных канонов и сюжетов к
светского, национального содержания. Высокого уровня развития достигла графика.
Киевская художественная школа была известной и за пределами Украины, сюда приезжали на
обучение из многих стран. Интенсивное строительство культовых сооружений стимулировало
развитие архитектуры. Самыми известными украинскими мастерами были С. Ковнир,
И. Григорович-Барский.
На культурный процесс влияли и негативные
факторы: непрерывные войны, Разруха, денационализация высших слоев и политическая
разобщенность народа и др.
Уже в XVII в. проявилось стремление российского
самодержавия и церкви поставить украинскую культуру под свой контроль.
Ограничивались права украинских типографий относительно печатания книг, а в 1720 г.
им было разрешено выдавать только проверенные в Москве церковные книги. После
ликвидации украинской автономии сократилось количество начальных школ, а в
созданных народных училищах обучение велось на русском языке и по российским
учебниками. Коллегиумы, академия утратили свое значение и превратились в
духовные заведения. В XVIII в. с упадком среднего и высшего образования в Украине и
одновременным развитием ее в России ведущими центрами подготовки специалистов и
просто образованных людей стали не украинские города, а Москва и Петербург.
Украинская литература, наука испытывали сильного влияния со стороны российской
культуры (что имело и определенное положительное значение), а украинские авторы вынуждены были
писать свои произведения на русском языке.