Основные идейно-политические течения в общественной жизни США и Европы
В конце
ХІХ - начале ХХ века в США и Западной Европе существовали три основные
политические идеологии: консерватизм, либерализм и социализм.
Консерватизм
Консерватизм проявил себя как интеллектуальный и
политическое движение в Европе XIX века в ответ на требование политических прав
сначала со стороны среднего класса, а затем и класса рабочих. Со времен
Французской революции конца ХVIII века консерватизм в Европе стал
ассоциироваться с аристократией и крупными землевладельцами.
Традиции,
религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм
относительно общественных изменений являются основными ценностями консервативной идеологии.
Традиции
- одно из ключевых понятий консерватизма. Традиции является условием преемственности и
связи прошлого, настоящего и будущего. Традиции дают возможность
использовать достижения предков для улучшения жизни современных и будущих
поколений.
Важнейшей
условием почитания традиций является влияние религии. Ослабление религиозности, по мнению
консерваторов, приводит к упадку ценностей, объединяющих граждан, а в
конечном итоге - к упадку общества. Нормальная жизнь людей возможно
только при наличии порядка. Такой порядок поддерживает государство. Через свою естественную
несовершенство человек не может жить без государства и других социальных институтов.
Государство призвано поддерживать социальный мир и заботиться об общем благе.
Успешно выполнять свои функции может только крепкая, авторитетная, но не
диктаторское государство. Она гарантирует гражданам свободу в определенных пределах.
Консерваторы
исходили из того, что свобода в обществе не может быть абсолютной, поскольку
безграничная свобода приводит к анархии. Поэтому условием индивидуальной свободы является
добровольное соблюдение гражданами своих обязанностей перед обществом. Свобода
граждан, по мнению консерваторов, несовместима с равенством, которая неестественна для
общества. Люди уникальные и неравны в своих проявлениях (трудолюбивые и ленивые,
умные и посредственные т.д.). Поэтому нормальное, здоровое общество воспроизводит
неравенство, которое, в свою очередь, стимулирует состязательность между людьми. Свободная
конкуренция на началах частной собственности естественная для общества и способствует
его здоровому развитию. Консерваторы рассматривали общество как ограниченную и
целостную систему. Разрушение этой системы путем реформ или революций, на их
мнению, приведет к гибели общества.
Консервативная
идеология широко распространилась и в Европе, и за ее пределами.
Либерализм
Основная
идея либерализма состоит в том, что человек должен иметь полную свободу для
определение собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того,
чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять
возможности осуществления индивидуальной свободы. Каждый человек имеет
индивидуальную свободу и несет индивидуальную ответственность за собственный
благосостояние.
В сфере
политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились
ограничить права наследственной власти, ввести институты парламентского
правления, расширить круг лиц, которые имеют право голоса, и обеспечить гарантии
гражданских свобод. Главными политическими ценностями либерализма были и
остаются идеи правового равенства людей, политического плюрализма и
конституционализма.
В
отрасли экономики либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение
экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и
свободу торговли между различными странами. Экономическая функция государства, согласно
либеральной доктриной, должно быть предельно ограниченным.
В конце
XIX века либералы обновили свою идеологию - они отошли от идеи
невмешательство государства в экономику. Представители «нового либерализма» выступали за
активную социальную политику, стремясь путем реформ стереть имущественное неравенство.
Итак, они хотели сделать жизнь общества более стабильным, защитить его
от угрозы революционных волнений. Либералы были наиболее влиятельной
политической силой в США, Великобритании и некоторых других европейских странах.
Они проводили политику либерального реформизма, что находила поддержку среди
широких кругов населения.
Социализм
Социалистическая
идеология негативно относилась к капитализма как строя, основанного на
частной собственности и свободной конкуренции. Она трактовала капитализм как
несправедливый, эксплуататорский строй, который порождает богатство и привилегии
меньшинства (буржуазии) и бедность и социальное бесправие большинства (лиц наемного труда). Социалисты стремились
заменить буржуазное общество новым обществом социальной
справедливости, в котором будут ликвидированы частная собственность, эксплуатация
человека человеком. Социальную опору социалистов составляли наемные рабочие,
сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь, часть интеллигенции.
Социалистические идеи находили отклик и среди представителей других слоев
населения.
В конце
XIX века наметилось разграничение социалистической идеологии на два основных
направления Й ортодоксальное марксистское и социал-реформістське.
Ортодоксальные
марксисты (В. И. Ленин, Г. Люксембург и др.) считали, что к
социализму можно прийти только в результате революции, в ходе которой рабочие
захватят власть, установят свою диктатуру для подавления сопротивления состоятельных
классов и ликвидируют частную собственность. Это, по их мнению, создало бы условия для
отмирание классов, отмены эксплуатации человека человеком, установление власти
народа, демократии. Они не верили, что демократия возможна в обществе,
размежеванном на классы, но из тактических соображений поддерживали демократические
лозунги, чтобы облегчить создание революционных организаций рабочих.
Социал-реформисты
(Е. Бернштейн, А. Мільєран и др.) отказались от построения
социализма революционным путем и выступили за постепенное и мирное преобразование
капиталистического общества в направлении социализма путем реформ, за
«врастание» в социализм через использование возможностей демократической
государства.
Пацифизм
В конце
XIX века зарождается политическое движение, выступал за отказ от войны как
средства решения межгосударственных конфликтов - пацифизм. Социальная подоплека этого
движения было чрезвычайно широким - в нем принимали участие представители почти всех
слоев общества. Пацифисты требовали отказаться от применения насилия
в международной политике и решать все международные конфликты при помощи
третейских судов, прекратить гонку вооружений, перейти к всеобщему разоружению.
Указанные цели и инициативы пацифистов были чрезвычайно популярны и
распространялись среди народных масс. К 1912 г. в 19 странах действовали уже
136 пацифистских союзов. Деятельность пацифистов имела широкое признание. С 1901 по
1911 гг.
15 деятелей,
что сделали значительный вклад в реализацию идей пацифизма, получили Нобелевские
премии мира (среди них президент США Теодор Рузвельт за посредничество в
заключении мира между Японией и Россией).
Общественный
движение в России
Тенденции
развития социального движения в России имели совсем иной характер, чем во многих
странах Европы. В условиях самодержавного строя и бедственного положения социальных
низов увеличивалось количество сторонников радикальной перестройки общества.
Идеи русских социалистов нашли свое завершение в программе РСДРП, принятой
на втором съезде партии в 1903 г. На съезде произошел раскол на большевиков
(во главе стоял В. И. Ленин) и меньшевиков (Г. В. Плеханов и
Ю. И. Мартов). Большевики стремились создать организацию профессиональных
революционеров, которая сможет «перевернуть Россию». Меньшевики хотели создать массовую
партию рабочих на демократических началах по образцу западных
социал-демократов. Основное социальное основание РСДРП - рабочие.
Революционную
позицию отстаивали и члены неонародницьких организаций. В 1901-1902 гг.
сторонники общинного социализма объединились и создали партию
социалистов-революционеров. Своим социальным основанием, в отличие от РСДРП,
они считали крестьянство. Члены организации совершили несколько террористических актов,
поразивших Россию.
Манифест
17 октября 1905 г., что провозгласило свободу союзов, вызвал к жизни
ряд буржуазных политических партий. Представители демократической интеллигенции
создали конституционно-демократическую (кадетскую) партию. Лидером кадетов стал
П. М. Милюков. Идеальным политическим строем члены партии считали
британскую конституционную монархию. Тогда же сторонники постепенных и умеренных
либеральных преобразований - представители части чиновничества и буржуазии -
объединились в «Союз 17 октября» во главе с А. И. Гучковим. Эта
партия решала вопросы в интересах капитала и власть имущих классов.
Праве
политические силы, представителей которых называли черносотенцами, не создали единой
партии. Наиболее активно среди них выступал «Союз русского народа» во главе
с О. И. Дубровіним. Черносотенцы возрождали лозунга православие,
самодержавия и народности.
Кроме
общероссийских, возникли также национальные социалистические и либеральные
партии. В целом в стране насчитывалось около 50 более-менее заметных
партий.