Парламентаризм (от mm. parliament, нем. Panament, фр. parlement - парламент) - в широком смысле слова это система государственной власти, при которой весьма существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). П. в узком смысле - это система властных отношений, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов и в которой ведущую роль играет парламент как постоянно действующий представительный, законодательный и контролирующий орган власти. Таким образом, П. представляет собой широкое по содержанию понятие, охватывающее форму организации государственной власти, конкретный способ управления государством, механизм взаимодействия парламента с институтами исполнительной и судебной ветвей власти, систему взаимодействия государства и общества. П. формально присущ всем государствам, в которых действуют парламенты, в том числе и при авторитарных (на современном этапе Иран, Ирак), и при тоталитарных (нацистская Германия, СССР) режимах. Современный П. - неотделимая составляющая демократического развития и правления, является реальностью лишь в том государстве, где существует политическая конкуренция, а парламент формируется на основе всеобщих, регулярных, тайных и свободных выборов.
Парламентаризм - это исторически обусловленный следствие общественно-политического развития, вызванный формированием и становлением государственности. Его предысторией можно считать создание в Афинах Солоном в 594 г. до н. э. представительного коллегиального органа - Совета четырехсот. Термин "П." восходит к эпохе феодализма, когда возникли сословно-представительные учреждения (X ст. - исландский альтинг; XII вв. - испанские кортесы; XIII ст. - парламент в Англии; XIV вв. - генеральные штаты во Франции и др.). Парламенты получили распространение в ходе и после буржуазно-демократических революций XIV - XVIII вв.
Родиной П. считается Великобритания - страна классического парламентского правления. В основе теоретического обоснования П. лежат принципы разделения властей, признание ведущей роли законодательной власти в государстве (Дж. Локк), суверенитета парламента (Е. Берк), введения всеобщего избирательного права, на основе которого формируется парламент, демократия (И. Бентам). Теория П. получила развитие в политических взглядах Дж. Милля, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. В XVIII в. в Великобритании проходил процесс становления П. в современном понимании. В конце XVIII и в XIX в. на принципах П. происходила государственно-правовая эволюция ряда стран Европы и Америки. Конкретные формы П. определялись национально-историческими и политическими условиями каждой страны. П. в той или иной форме присущ каждой демократической стране.
Современные формы и методы П. принадлежат к фундаментальным ценностям демократии и цивилизационного развития. Основы П. в настоящее время наиболее полно воплощаются в европейских республиках и конституционных монархиях, форму правления в которых можно рассматривать как наиболее соответствующую "идеально-типичном" П. В несколько меньшей степени принципы П. реализуются в парламентско-президентских и президентско-парламентских республиках: Финляндия, Франция, Португалия. В некоторой степени они присутствуют в политических системах всех современных демократических государств, в том числе и президентских республик. П. означает, что парламент назначает ответственное перед ним правительство, которое он может и отозвать. Правительство обычно формирует лидер партии, которая одержала победу на парламентских выборах, имеет парламентское большинство в своем активе, несет ответственность перед парламентом. В парламентских республиках возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента (в Великобритании, например, премьер-министр входит в палату общин). Парламент контролирует деятельность правительства, может требовать от правительства регулярных отчетов о его деятельности, санкционировать важнейшие его меры (прежде всего утверждать программу правительства) и может выразить правительству вотум недоверия. Следствием последнего является отставка правительства или роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов. К основным функциям парламента относятся наряду с контролем за правительством законотворчество, утверждение бюджета и представительство общественных интересов. Правительства при парламентской форме правления принадлежит право законодательной инициативы, он имеет право (например, в Великобритании и ФРГ) налагать вето на принятые парламентом законы. Главой государства является конституционный монарх - Великобритания, Бельгия, Швеция, Япония или президент - ФРГ, Италия, Индия, в Канаде и Австралии главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. Глава государства символизирует единство нации и выполняет в основном представительские функции. В парламентских республиках можно выделить такие разновидности выборов главы государства: 1) прямые всеобщие выборы - в Австрии, Ирландии, Исландии, Сингапуре; 2) многоступенчатые выборы: а) президент избирается парламентом - в Греции, Венгрии, Израиле, Швейцарии; б) президент избирается коллегией, состоящей из депутатов парламента и представителей органов управления и местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц - в Италии; в) в отдельных федеративных странах президента выбирает специальная коллегия выборщиков - ФРГ, Индия. Глава государства назначает премьер-министра, канцлера, которые обычно являются лидерами партии, победившей на парламентских выборах. При коалиционном правительстве главой правительства по той же причине становится лидер самой влиятельной партии из блока парламентского большинства.
Со второй половины XX в. наблюдается тенденция к усилению роли правительства и усиление его полномочий за счет парламента. С точки зрения современных западных политологов, это вызвано необходимостью обеспечения качественного, оперативного и профессионального управления государственными делами, усиление исполнительной власти. Вышеупомянутый перераспределение властных полномочий обусловлен определенными социально-политическими интересами. Проявлением этого являются взаимоотношения ветвей власти в Украине и других странах СНГ. П. сегодня - это реальная арена противостояния, столкновения и соперничества, с одной стороны, а с другой - преодоление противоречий, достижения консенсуса, использование партиями трибуны парламента для активной пропаганды своих программ, осуществление идеологического воздействия на население, демократической борьбы за власть. В то же время немало западных политологов трактуют П. как институт с широким кругом функций общенационального представительного органа. Комплексное понимание функций парламента утверждают американские исследователи, которые интегрируют два элемента: сдерживание президента и защита граждан.
Анализ взглядов на современную теоретическую модель парламента и П. свидетельствует, что представления различных исследователей о его функции не всегда совпадают. Это касается и взглядов относительно количества функций, их определений, а также содержания отдельных из них. Например, есть определение в отношении понимания соответствующих функций в широком и узком их толковании, есть разное видение содержания одних и тех же видов деятельности. Однако достаточно четко и рельефно вырисовывается основное, что объединяет авторов: парламент осуществляет представительскую функцию в широком смысле, которая включает и контроль над исполнительной ветвью власти.
Кудряченко А. И. Верховная Рада Украины на пути утверждения парламентаризма // Актуальные вопросы политологии. Научные труды МАУП. - 2003. - Вып. 5; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Б. Бабкина. - К., 1997; Hubner Е. Parlamentarismus und Regirungssysteme - Difinition und Abgrenzung // Beck R. Sachwoerterbuch der Politik. - Stutgart, 1996.
А. Кудряченко