Урок 99
Тема. Буква «ща», обозначение ней звукосочетания [шч]. Деление текста на предложения
Цель: закреплять навыки правильного произношения слов со звукосочетанием [шч] и написание слов с буквой щ; учить анализировать звуковой состав слов, в написании имеют букву щ; учить интонационно разграничивать предложения в тексте; формировать чувство гордости за свой народ, свой язык путем ознакомления с устной народной творчеством.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 184)
- Прочитайте скороговорку, правильно произнося звуки, обозначенные буквам г и ґ.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Какое слово отвечает на вопрос что?
2. Минутка чистопису
щ щ щ ща щу еще
- Подберите слова с этими буквосочетаниями и составьте одно предложение. (Счастье, щавель, щука, пищу, исчезнуть, свищет, щебет)
3. Игра «Поймай звуки»
- Внимательно послушайте и скажите, сочетание которых звуков мы слышим в этом стихотворении чаще всего. (Звукосочетания [шч])
Щетка щетке говорила:
- Я каждое утро что-то делала.
Щетка щетке сказала:
- Ты каждое утро крепко спала.
Чтобы две щетки не ссорились,
Мы утром пробудились.
Одна - окна промывает,
Вторая - ковер вычищает.
- Сейчас я еще раз буду читать стихотворение, а вы, как только услышите [шч], сплескуйте в ладони.
- А какой буквой на письме вы обозначите эти звуки? (Щ - «ща»)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звукосочетания [шч] и обозначать его на письме буквой щ; также анализировать звуковой состав слов с буквой щ; будем учиться разграничивать предложения интонационно; слушать детскую народную песенку и милуватимемося мелодичностью языка.
IV. Работа над закреплением и углублением изученного материала
1. Обработка украинской народной детской песенки (упражнение 185)
- Послушайте украинскую народную детскую песенку в исполнении детского коллектива при знаменитом хоре им. Г. Веревки. (Звучание фонограммы.)
- Приходилось ли вам петь эту песенку? Когда?
- Прочитайте в упражнении 185 и запомните текст; спойте вместе с детским коллективом.
- Еще раз просмотрите текст и скажите, какая буква чаще всего встречается в словах? (Щ)
- Выпишите слова с ней. Составьте звуковые модели этих слов. Сравните количество звуков и букв в каждом слове.
- Что вы заметили? (В каждом слове букв на 1 меньше, чем звуков.)
- Вы догадались почему? (Щ обозначает [шч])
- Прочитайте правило на с. 77.
2. Комментируемое письмо (упражнение 186)
- Прочитайте сначала молча, затем - вслух. Отметьте конец каждого предложения понижением голоса и паузой.
- Запишите, обозначая начало и конец предложения, заменяя, где нужно, слово Саша.
(Саша шел лесом. Вдруг из куста орешника вылетела птичка. То был щелчок. В кусты мальчик нашел гнездышко. В нем сидело четверо птенцов. Саша быстро пошел от куста.)
- Подчеркните слова с буквой щ. Какие звуки она обозначает?
3. Физкультминутка
4. Работа с пословицами (упражнение 187)
- Прочитайте пословицы. Спишите и подчеркните слова с буквой щ.
- Устно подберите однокоренные слова к слов труд и трудолюбивые.
- Какие еще пословицы о труде вы знаете? (Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Кто не работает, тот не ест. Маленькая работа лучше большого безделья. Ранняя пташка воду пьет, а поздняя - слезы льет. Терпение и труд все перетрут.)
- И вы будете иметь успех, если предстоит трудиться добросовестно.
5. Зрительно-слуховой диктант
Дождь хлещет на зелен плющ.
Под плющом спрятался хрущ.
Говорит искренне хрущ плющу:
- Ой, боюсь я дождя.
(А. Каминчук)
- Внимательно сверьте с записью на доске и подчеркните слова с буквой щ.
V. Итог урока
- Какие звуки обозначает буква щ? Приведите примеры.
- Какая еще буква в украинском алфавите обозначает два звука всегда? Приведите примеры.
- Какие пословицы о труде вы запомнили?
- Если сможете, спойте детскую песенку про дождик.
VI. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 77, упражнение 188.