Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 99

Тема. Буква «ща», обозначение ней звукосочетания [шч]. Деление текста на предложения

 

Цель: закреплять навыки правильного произношения слов со звукосочетанием [шч] и написание слов с буквой щ; учить анализировать звуковой состав слов, в написании имеют букву щ; учить интонационно разграничивать предложения в тексте; формировать чувство гордости за свой народ, свой язык путем ознакомления с устной народной творчеством.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 184)

- Прочитайте скороговорку, правильно произнося звуки, обозначенные буквам г и ґ.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Какое слово отвечает на вопрос что?

2. Минутка чистопису

щ щ щ ща щу еще

- Подберите слова с этими буквосочетаниями и составьте одно предложение. (Счастье, щавель, щука, пищу, исчезнуть, свищет, щебет)

3. Игра «Поймай звуки»

- Внимательно послушайте и скажите, сочетание которых звуков мы слышим в этом стихотворении чаще всего. (Звукосочетания [шч])

Щетка щетке говорила:

- Я каждое утро что-то делала.

Щетка щетке сказала:

- Ты каждое утро крепко спала.

Чтобы две щетки не ссорились,

Мы утром пробудились.

Одна - окна промывает,

Вторая - ковер вычищает.

- Сейчас я еще раз буду читать стихотворение, а вы, как только услышите [шч], сплескуйте в ладони.

- А какой буквой на письме вы обозначите эти звуки? (Щ - «ща»)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звукосочетания [шч] и обозначать его на письме буквой щ; также анализировать звуковой состав слов с буквой щ; будем учиться разграничивать предложения интонационно; слушать детскую народную песенку и милуватимемося мелодичностью языка.

 

IV. Работа над закреплением и углублением изученного материала

1. Обработка украинской народной детской песенки (упражнение 185)

- Послушайте украинскую народную детскую песенку в исполнении детского коллектива при знаменитом хоре им. Г. Веревки. (Звучание фонограммы.)

- Приходилось ли вам петь эту песенку? Когда?

- Прочитайте в упражнении 185 и запомните текст; спойте вместе с детским коллективом.

- Еще раз просмотрите текст и скажите, какая буква чаще всего встречается в словах? (Щ)

- Выпишите слова с ней. Составьте звуковые модели этих слов. Сравните количество звуков и букв в каждом слове.

- Что вы заметили? (В каждом слове букв на 1 меньше, чем звуков.)

- Вы догадались почему? (Щ обозначает [шч])

- Прочитайте правило на с. 77.

2. Комментируемое письмо (упражнение 186)

- Прочитайте сначала молча, затем - вслух. Отметьте конец каждого предложения понижением голоса и паузой.

- Запишите, обозначая начало и конец предложения, заменяя, где нужно, слово Саша.

(Саша шел лесом. Вдруг из куста орешника вылетела птичка. То был щелчок. В кусты мальчик нашел гнездышко. В нем сидело четверо птенцов. Саша быстро пошел от куста.)

- Подчеркните слова с буквой щ. Какие звуки она обозначает?

3. Физкультминутка

4. Работа с пословицами (упражнение 187)

- Прочитайте пословицы. Спишите и подчеркните слова с буквой щ.

- Устно подберите однокоренные слова к слов труд и трудолюбивые.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете? (Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Кто не работает, тот не ест. Маленькая работа лучше большого безделья. Ранняя пташка воду пьет, а поздняя - слезы льет. Терпение и труд все перетрут.)

- И вы будете иметь успех, если предстоит трудиться добросовестно.

5. Зрительно-слуховой диктант

Дождь хлещет на зелен плющ.

Под плющом спрятался хрущ.

Говорит искренне хрущ плющу:

- Ой, боюсь я дождя.

(А. Каминчук)

- Внимательно сверьте с записью на доске и подчеркните слова с буквой щ.

 

V. Итог урока

- Какие звуки обозначает буква щ? Приведите примеры.

- Какая еще буква в украинском алфавите обозначает два звука всегда? Приведите примеры.

- Какие пословицы о труде вы запомнили?

- Если сможете, спойте детскую песенку про дождик.

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Правило на с. 77, упражнение 188.